Авиакомпании могут отказаться перевозить инвалидов, беременных и пьяных

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» (ОЗПП) собирается обжаловать вердикт Верховного суда, который на днях подтвердил законность права авиакомпаний не пускать на борт инвалидов. Решение было вынесено по иску общественников, обратившихся с просьбой отменить действующее в стране положение, по которому перевозчик может отказать в услугах пассажиру в кресле-коляске и лежачему больному, если на рейсовом судне нет условий, необходимых для осуществления таких транспортировок. Об отсутствии необходимого оснащения пассажиры часто узнают непосредственно в аэропорту. При этом деньги за авиабилеты компании возвращать не спешат – взыскать их, как правило, выходит лишь в судебном порядке.

Громкие разбирательства между инвалидами и авиаперевозчиками в России давно перестали быть редкостью. При этом судебные инстанции часто встают на сторону несостоявшихся пассажиров. Так, четыре года назад руководитель проекта региональной организации инвалидов «Перспектива» Наталья Присецкая взыскала с авиакомпании «Сибирь» 50 тыс. рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Ранее сотрудники организации отказались пустить девушку на рейс во Владикавказ без сопровождающего лица. А месяц назад скандалом обернулся отказ сотрудников авиакомпании AirBerlin провести на борт самолета российскую делегацию из шести инвалидов. Свое решение экипаж судна объяснил внутренними правилами авиакомпании: не больше двух колясочников на рейс.

Всем инвалидам руководитель ОЗПП Михаил Аншаков советует заранее уведомлять компанию о своем статусе. Кроме того, пассажирам с ограниченными возможностями приезжать в аэропорт стоит за час-полтора до начала регистрации. «Любой отказ должен быть мотивирован: в аэропорту вы сможете пройти независимое медицинское освидетельствование, которое выявит ваше реальное состояние, стоит взять с собой и медицинские документы, подтверждающие, что полет не противопоказан, - рассуждает Аншаков. – Если сотрудники авиакомпании все равно стоят на своем – требуйте соединить с центральным офисом: часто неопытные стюарды не пускают инвалидов из-за того, что не знают, как к ним подступиться, проблема решается после общения с руководством». Общественник подчеркивает: никакого особенного технического оснащения для перевозки людей с ограниченными возможностями не требуется. Единственная нужная вещь – узкое кресло-коляска, которое позволит провезти пассажира между рядами сидений.

По закону отказать в транспортировке авиакомпания может не только колясочникам. Обязательное присутствие сопровождающего лица могут потребовать от пассажиров, лишенных зрения или слуха. Оплачивать перелет компаньона клиентам, скорее всего, придется по полному тарифу авиакомпании. Такая же обязанность вменяется людям, которые были признаны недееспособными. Для слабовидящих российскими правилами предусмотрена возможность взять с собой в салон собаку-поводыря, но согласовать перевозку животного с авиакомпанией придется заранее. Во время регистрации пассажира попросят предъявить свидетельство об инвалидности и документ, подтверждающий особый статус пса.

Куда более мягкие правила перевозчики предъявляют в отношении детей. Обязательное присутствие рядом совершеннолетних требуется только до достижения ребенком двух лет. До двенадцати можно летать под наблюдением сотрудников авиакомпании, а дальше – самостоятельно. Законодательных правил, позволяющих отказать в перелете беременным женщинам, в России тоже не существует. Тем не менее, многие авиакомпании, ссылаясь на внутренние правила, требуют справку от врача. В документе должен быть указан срок беременности и содержаться информация о том, что перелет по медицинским показаниям не противопоказан. Беременным женщинам без справок часто отказывают. Например, три года назад авиакомпания "Турецкие Авиалинии" решила не перевозить в Стамбул беременную жительницу Урала. Свою позицию стюарды мотивировали слишком старым медицинским заключением, которому на момент регистрации исполнилось 12 дней.

Не пустить на борт могут больных людей, чье состояние угрожает здоровью других пассажиров самолета. Кроме того, посадку могут запретить клиентам в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и тем, кто, по мнению стюардов, может угрожать безопасности на борту.