Актуальную тему об оформлении загранпаспортов в преддверии сезона отпусков обсудили ведущая программы «Я - потребитель!» на радио «КП», юридический обозреватель «Комсомолки» Анна Добрюха и начальник Управления организации визовой и регистрационной работы ФМС России Александр Аксенов.

Анна Добрюха: - Александр Анатольевич, давайте поговорим об одном из последних веяний времени - оформлении загранпаспортов через Интернет. Сколько граждан сейчас получает загранпаспорта таким способом?

Александр Аксенов: - На сегодняшний день от общего количества людей, которые обратились за оформлением заграничных паспортов, этот процент составляет 4,2%. Пока это не так много, но тем не менее это есть.

А.Д.: - Бывают случаи, когда людям отказывают в оформлении паспорта, когда они обратились через Интернет?

А.А.: - Бывают общие основания отказа, они существуют, в том числе, и по заявлениям, которые подаются через Интернет. Но есть и другие формальные основания, по которым требуется подать заявление заново. Например, когда заявитель не сообщает все те сведения, которые хотелось бы от него получить, или не совсем правильно заполняет то заявление, которое направляется в наш адрес через портал госуслуг.

А.Д.: - Некоторые госведомства усовершенствуют свои сайты - насколько я знаю, Росреестр, например, разместил у себя предварительную программу подготовки документов, где человек идет от ссылки к ссылке, отвечает на вопросы, получает подсказки... Вы у себя подобное не планируете ввести?

А.А.: - Честно говоря, мы о таком не думали. Мы начали работать с принятием документов на оформление загранпаспорта через Интернет почти год назад, за этот год, естественно, и мы, и те люди, которые обратились, набили шишки. Но мы считаем, что наше заявление, которое на сегодняшний день используется для оформления паспортов, достаточно простое, и надо элементарно отвечать на те вопросы, которые стоят. Просьба только одна – более внимательно читать вопросы, которые ставятся перед заявителем. Скажем, если написано «сведения о вашей трудовой деятельности», где есть графа «место и адрес», то надо указать это место и адрес.

А.Д.: - А какие ошибки чаще встречаются на практике?

А.А.: - Ну, например, женщины, которые несколько раз выходили замуж и разводились, забывают указать все свои фамилии. Это первое. Второе. Не всегда граждане указывают адреса мест работы. И это тоже является формальным основанием для того, чтобы попросить человека заново подать заявление. И третье. Заявители пропускают сведения в разделе наличия и отсутствия оснований для отказа в выдаче заграничного паспорта. Часто ничего не пишут, хотя надо ставить или «да», или «нет», есть или отсутствуют эти основания. Вот три характерных вида формальных оснований для возврата документов.

А дальше происходит следующее. Человек, добросовестно заполнив, с его точки зрения, ответив на все те вопросы, которые поставлены, отправил заявление. И забывает просматривать свой почтовый ящик. А ведь мы даем ответ заявителю в том числе в случае не совсем правильно заполненного заявления. Поэтому нужно просто контролировать эту ситуацию и своевременно, если такой случай с неправильным заполнением имеет место, поправлять то, что ошибочно было сделано, и направлять повторное заявление.

Уважаемые читатели! А вы пробовали оформить загранпаспорт через Интернет? Поделитесь своим опытом!