Контроль в аэропортах и на вокзалах постоянно усиливается, однако эффективность всех этих мер вызывает множество вопросов. Мы может назвать, по меньшей мере, 9 причин, почему нужно не ужесточать, а полностью менять всю неэффективную систему безопасности в общественных местах.

Контроль проходят не все

Даже в московских аэропортах до недавнего времени не все входы были оборудованы рамками-металлоискателями. На столичных вокзалах же эти средства обеспечения безопасности и вовсе стали появляться лишь после визита Дмитрия Медведева. А что говорить о провинциальных аэровокзалах и железнодорожных станциях, где персонал искренне верит в то, что их пусть и многолюдный, но расположенный в глубинке объект не может заинтересовать террористов? Поэтому, если рамки есть, то не у всех входов, или же пассажиры подвергаются проверке лишь выборочно.

Опасные очереди

Досматривая всех входящих в здания людей, служба безопасности создает огромные очереди (пассажиры московских аэропортов рассказывают, что, прежде чем войти, приходится 15-20 минут провести на морозе). А любое скопление народа может стать мишенью для террористов. Стоит ли, пытаясь защитить аэропорт или вокзал, подвергать опасности тех, кто еще туда не вошел? Наверно, имеет смысл обратить внимание на опыт Израиля, где пассажиры довольно быстро проходят через разные уровни безопасности, или, подобно тому, как это делается в Пакистане, досматривать машины задолго до аэропорта?

Железная дорога - зона повышенной опасности

Эта привычная фраза очень справедлива. Если на вокзалах пассажиров пытаются досматривать, то о крохотных полустанках (на которые члены правительства не заезжают), никто не помнит. То есть человек с бомбой беспрепятственно сядет в поезд, спокойно незамеченным доедет до Москвы (запершись в купе и спокойно доработав механизм) и вскоре вместе с опасным грузом окажется на одном из столичных вокзалов (металлоискатели на выходе из вагонов еще не поставили). Впрочем, никто не помешает ему взорвать себя еще в пути и устроить крушение поезда.

Ловушка для «глупых террористов»

Перед полетом мы снимаем обувь, кладем расфасованные по 100 мл жидкости в специальные пакетики, сканеры осматривают нас с головы до ног и даже буквально до костей. Однако все это, как говорят специалисты, ловушки для глупых и неопытных террористов. Профессионалы знают, как, скрывшись в туалете, соорудить нож из подручных и вполне невинных предметов, да и просто обмануть сканер и пронести холодное оружие на борт. Поверьте на слово, такие методы есть! Описывать их здесь не хотелось бы.

Держитесь подальше от урн

Еще одно странное с точки зрения безопасности место - урны. Если уж сотрудники пунктов контроля всерьез утверждают, что некоторые жидкости могут быть опасны, то почему позволяют пассажирам перед досмотром выбросить все «неправильные» бутылки в обычные урны? Почему эти люди считают, что взрывоопасные жидкости способны проявить себя лишь в «чистой зоне»? Кстати, положить бомбу можно в любую из урн, поэтому во Франции повсеместно вместо бетонных или пластмассовых конструкций используют прозрачные пластиковые мешки.

Медленная смерть

Хоть производители сканеров и утверждают, что вредное воздействие на организм человека во время просвечивания минимально, некоторые ученые пытаются ныне доказать, что и такой дозы облучения достаточно, чтобы вызвать рак у частолетающих пассажиров. Причем, если учесть, что в целом у человека вероятность заболеть раком больше, чем стать жертвой террористов, нужен, оправдан ли этот риск - большой вопрос.

У семи нянек

Как стало известно после теракта в Домодедово, собственная служба безопасности аэропорта осуществляет предполетный контроль, то есть проверяет пассажиров, но не всех встречающих, провожающих, торговцев и таксистов, разгуливающих по аэровокзалу толпами. Службу у входов несет милиция. То есть это две абсолютно разные структуры, действующие по разным правилам, что, конечно, снижает эффективность их работы.

Финансовый вопрос

Экстренная покупка дорогостоящих сканеров - недешевое удовольствие, однако после президентской проверки вокзалов и аэропортов их хозяевам пришлось раскошелиться. Однако не гораздо ли эффективнее потратить эти деньги не на создающие иллюзию безопасности рамки, а на подготовку, обучение и зарплату специалистов, которые в состоянии предотвратить подобные страшные теракты?

Предвидеть и предотвратить

Если вспомнить предотвращенные теракты, то станет понятно: избежать жертв удавалось, когда преступников ловили не путем обнаружения бомб в сканере, а с помощью разведывательной работы. Если же взрывное устройство оказалось в сумке террориста, а сам он направился в сторону вокзала, то уже неважно, где его задержат - до или после входа, ведь он может убить десятки людей в любой момент.

Turist.rbc.ru, Анастасия Гвендяева