Исторические места Ярославской дороги
Дорога увлекает, захватывает постоянной новизной обстановки, свободой чувств и помыслов. Сейчас в дороге не живут, а пережидают. Отсюда парадокс: скорость перемещения увеличилась в сотни раз, а время полноценной жизни сократилось.
Ярославская дорога проходит по северо-восточному Подмосковью, по древней земле Радонежского края, по его историческим и святым местам. Она всегда считалась самой людной из всех московских дорог. С течением времени ее значение возрастало. По ней в последние годы X или самые первые XI века проехал Ярослав Мудрый и основал город на Волге, назвав его своим именем — Ярославль. По этой же дороге, как утверждает древнее предание, великий князь киевский Юрий Долгорукий, едучи из Киева к сыну своему Андрею во Владимир, наехал «на место, иде же ныне царствующий град Москва… взыде на гору и обозре очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы реки и за Неглинною, возлюби села оные, и повелевает вскоре соделати мал древян град и прозва его Москва града». Выходит, что дорога Ярославская древнее самой Москвы.
По этой дороге совершалось паломничество в Троице-Сергиев монастырь. Совершаться паломничество должно было пешком, потому что сам Сергий «никогда не ездил на коне». Но, снисходя к слабости человеческой и разным обстоятельствам, разрешалось и ехать, однако в серьезных случаях предпочтительнее был пеший поход. Сейчас на дороге богомольцев не увидишь, ездят на машинах, на поезде. Но иногда в электричке какая-нибудь старушка, помня о необходимости дойти до Сергия пешком, весь путь не присядет, а ходит по вагону.
К Троице ходили князья, знатные и простые люди. Особенно широкое распространение эти походы получили в царствование Алексея Михайловича. Царские походы совершались по установленным правилам и обычаям. Когда царь определял время похода, то в монастырь скакали гонцы с известием о его приезде. Предупрежденное монастырское начальство отряжало крестьян исправлять дорогу и чинить мосты, так как дорога постоянно портилось. В путевые дворцы посылались служители. Специально приготовлялись места для слазок, где царь, его семейство и приближенные выходили из своих колымаг, чтобы поразмяться, пройтись по дороге пешком. На слазках ставили парчовые шатры, чтобы государь мог отдохнуть в тени и прохладе.
Богомольцы способствовали экономическому благосостоянию придорожных деревень. Станции по Ярославской дороге отличались еще тем, что на них не было распивочных, кабаков и других питейных заведений, и, как отмечал путеводитель 1880 года, «уже это одно гарантирует дачникам спокойную жизнь»
В прошлом столетии Ярославское шоссе начиналось от бывшей Крестовой заставы (ныне Рижская площадь). Возникло шоссе на месте древней дороги на Переславль-Залесский и Ярославль, известной с XII столетия. Спустя два века по ней ездили в Троице-Сергиев монастырь, а замем в Архангельск. Дорога много раз меняла свое название: Троицкая, Переславская, Архангелогородский тракт. Многое в Москве напоминает об истории этого пути: Переславские улицы на месте бывшей Переславской ямской слободы, возникшие в XV столетии вдоль дороги, села Алексеевское и Ростокино, где строились великокняжеские и царские путевый дворцы. В XVII веке вблизи от дороги находились вотчины князей Черкасских, Хованский, Пожарских: Свиблово, Медведково, которые дали имя современным крупным жилым массивам.
Множество событий видела эта дорога. По этой дороге ездил Великий князь Московский Дмитрий Иванович на благославление к преподобному Сергию перед Куликовской битвой, и после победы за Доном (называемый уже Донским после победы на Куликовом поле) — снова приезжал с дружиной и был торжественно принят монастырской братией, отслужившей великий молебен по всем пасшим в битве за «Отчизну».
По этой же дороге возвращался после Казанского похода в Москву Иван Грозный. В 1612 году Минин и Пожарский, направляясь на освобождение Москвы, провели по ней народное ополчение. Здесь ездил и ходил Петр I, Екатерина II в. золоченых каретах неоднократно совершала процессии по Троицкой дороге. Здесь мчался к могучим стенам Троице-Сергиевского монастыря Петр Г, чтобы укрыться за ними во время стрелецких выступлений и заговора сводной сестры Софьи. По этому тракту зимой 1730 года шел из Архангельска с рыбным обозом в Москву Михайло Ломоносов, сын помора, ставший гордостью отечественной науки. В 1812 году москвичи, покидая столицу «бежали» от Наполеона к Ростову Великому и к Ярославлю.
Сегодня древняя дорога стала частью популярного туристского маршрута — Золотого кольца России.
Ярославская дорога вошла в историю отечественной культуры. Множество произведений русской литературы написано в местах, примыкающих к историческому пути, или связано с впечатлениями о нем. Многие художники запечатлели на своих полотнах места, помнившие еще великого живописца Древней Руси — Андрея Рублева.
Железная дорога до Сергеева Посада была построена купцом и меценатом Иваном Федоровичем Мамонтовым, занимавшимся ранее винным откупом. Он видел, живя на нынешнем проспекте Мира (бывшей Первой Мещанской), что множество людей шло и ехало с раннего утра до позднего вечера по направлению к Посаду и обратно. Он организовал акционерное общество и построил в 1862 году дорогу длиной в 67 верст. Были построены станции в Мытищах, Пушкине, Софрине, Хотькове и в Сергиевом Посаде. Однако не все приняли новый способ передвижения: кому было дорого, кому непривычно «ездить» на богомолье. И. А. Гончаров отмечал, что железные дороги созданы для того, чтобы «проезжать пространства, не замечая их», а русский педагог К. Д. Ушинский писал, что они существуют «для езды, а не для путешествия». Это была первая частная железная дорога в России.
Тайнинская
В старинных документах название села, на месте которого находился дачный поселок, писалось по-иному: Тонинское или Танинское, потому что стояло на тоне — месте, удобном для рыбной ловли. Только в 18 века его стали называть Тайницким или Тайнинским. Известно в начала 15 века. Принадлежало В. А. Храброму, двоюродному брату Дмитрия Донского, прославившемуся во время Куликовской битвы, затем перешло во владение великих московских князей, а впоследствии царей. Село становится царской вотчиной.
Много легенд сложено о пребывании в Тайнинской Ивана Грозного, о тайных казнях в период опричнины неугодных ему бояр. Здесь им был поставлен дом «Содомовая палата», в нем царь пировал, устраивал оргии в окружении ближайших подручников — Малюты Скуратова, Басмановых, Василия Грязного, во время пиров выносились смертные приговоры, опричники истязали несчастных.
Лжедмитрий II c прижизненного портрета. С сайта admoblkaluga.ruЗдесь 18 июля 1605 года состоялась встреча Лжедмитрия I с Марией Нагой, постриженной в монахини под именем Марфа, которая подтвердила право самозванца на русский престол, «признав» в нем своего сына. Главное действие развивалось при въезде в Москву. Царица ехала в открытой карете, Лжедмитрий с обнаженной головой шел рядом с каретой пешком, они выражали радость встречи. После его убийств Марфа отреклась от своего признания.
Стоял лагерем в селе и Лжедмитрий II, прозванным Тушинским вором. Тайнинское являлось местом отдыха и забав русских царей и знати до конца 18 века. Расцвет Тайнинского падает на вторую половину 17 века, когда одновременно с храмом здесь был построен новый деревянный путевой дворец Алексея Михайловича. В нем он останавливался во время охоты или по пути в Троице-Сергиев монастырь. В конца 18 века царская резиденция в связи с переносом столицы в Петербург приходит в упадок.
Мытищи
Первый упоминания о многих окрестных селениях, вошедших в состав Мытищ, относятся к XV веку. На месте Мытищ в древности находился мыт — пункт сбора проезжих пошлин с людей и судов. Значение слова «мыт» трансформировалось в переносное значение «застава», а место, где совершался ритуал сбора пошлины, стали называть Мытищи.
В XVIII веке это место становится любимым у Елизаветы Петровны. Здесь она часто отдыхает по пути в Троице-Сергиеву Лавру, наслаждается отменной питьевой водой многочисленных колодцев. В конце 18 столетия началось строительство водопровода для снабжения Москвы питьевой водой из обнаруженных ключей. Питье в Мытищах стало своеобразным ритуалом. Здесь происходили известные чаепития странников, богомольцев, крепостных. Не случайно эта характернейшая черта Мытищ была запечатлена в картине В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах», Кустодиева «Чаепитие».
С Мытищами связан многие памятные страницы отечественного искусства. На старой Троицкой дороге нашел прототипов для своей картины «Боярыня Морозова» В. И. Суриков. «Самую картину я начал писать в 1885 г., — вспоминал художник, — в Мытищах жил — последняя избушка с краю. И тут я штрихи ловил. Помните посох — тот, что у странника в руках? Это богомолка одна проходила мимо с этим посохом. Я схватил акварель да за ней. А она уже отошла. Кричу ей: „Бабушка! Бабушка! Дай посох!“ она и посох-то бросила — думала, разбойник я».
Далеко за пределами Московской области славится завод художественного литья имени К. Ф. Белашовой. именно здесь в металле и камне родились памятники для различных городов России. Только для Москвы созданы памятники князю Долгорукому, Владимиру Маяковскому, Кутузову, Лермонтову и другим. Здесь же расположен Мытищинский машиностроительный завод (основан в 1887 году), где изготовляют вагоны для метрополитенов.
Перловка
Жители утверждают, что их поселок так назван потому, что в древние времена в Яузе было много раковин с речным жемчугом — перлами. Вполне вероятно, что жемчуг в реке попадался, но название поселка не имеет к этому отношения. Оно — живой памятник российскому предпринимательству и удаче.
В 1787 году московский купец Алексей Перлов открыл в Торговых рядах лавку по продаже чая, его потомки развернули дело, и к концу 19 века чайная торговля «В.Перлов и сыновья» стала крупнейшей в России. В связи со столетием фирмы ее главе Василию Перлову было пожаловано дворянство и герб, на котором были жемчужины и чай. В. С. Перлов (владелец роскошного чайного магазина в китайском стиле на Мясницкой) скупил землю под дачи и сдавал их москвичам для летнего отдыха.
Дачные сезоны в Перловке пользовались громкой славой, в ее театре выступали известные артисты: Шаляпин, Собинов, Нежданова и другие.
Любимовка
Здесь провел отроческие годы Константин Сергеевич Алексеев, впоследствии великий театральный деятель 20 века — Станиславский, основатель Московского Художественного театра. В Любимовке состоялась встреча и знаменитая беседа между Станиславским и Немировичем-Данченко о создании нового общедоступного театра.
В 1902 году здесь отдыхал А. П. Чехов. В этих местах зародилась идея пьесы «Вишневый сад».
Дачная жизнь менялась в своем быте и содержании с течением времени и развитием цивилизации, в XX веке дачнику требуются развлечения. В 1926 году очередной путеводитель по Подмосковью для дачников дает исчерпывающие сведения о рыболовстве, питейных заведениях, местах для купания и катания на лодках и просто гуляния.
Пушкино
По одной версии считается, что первый владельцем был боярин Григорий Пушка, живший в начале XIV века. Известно с 16 века. Настоящее происхождение от реки, на которой стояло село. Сначала его называли «село по реке Уче», затем Поучино, Пучкино (так зовется в середине 19 века), а уж после его переделали в более благозвучное Пушкино.
Здесь любил отдыхать Владимир Маяковский, особенно на дачах, расположенных на Акуловой горе. Этот отдых «оставил следы» в его стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
Одной из достопримечательностей является Сретенская церковь, в которой служил выдающийся религиозный деятель нашего времени протоирей Александр Мень, злодейски убитый в начале сентября 1990 года по пути к железнодорожной станции от своего дома в поселке Семхоз, что недалеко от Сергиева посада. Здесь он похоронен. Широко известны его книга «Сын человеческий» и многотомный труд «В поисках Пути, Истины и Жизни».
Братовщина
Основали южные славяне из Богемии, члены религиозной секты Богемских братьев, которые, разочаровавшись в католичестве создали в 15 веке свое собственное христианское «учение о справедливости». Несколько общин, спасаясь от преследований, бежали в Россию. Потом обрусели, лишь в названии сохранили воспоминание о своем прошлом. В 16 веке располагался путевой царский дворец — третий по пути к Троице-Сергиеву монастырю. За ветхостью он был сломан в 1819 году.
В XVIII веке Братовщина принадлежала князю М. А. Голицыну, который получил известность благодаря роману И. И. Лажечникова «Ледяной дом». Он был придворным шутом, которого императрица Анна Иоанновна женила на своей придворной калмычке Е. И. Бужениновой. Для «молодых» и был построен между Адмиралтейством и Зимним дворцом ледяной дом, едва не ставший их могилой. Последний годы жизни Голицына прошли в Братовщине, где он и был похоронен.
Софрино
В основе названия поселения лежит фамилия одного из богатых людей XVI века Ивана Сафарина, кому принадлежали эти земли.
В Софрино находится одна из красивейших церквей Подмосковья — церковь Одигитрии Смоленской Божьей Матери, построенная в 1691 году. В Москве часто встречаются церковные палатки, представляющие эту церковь.
Воздвиженское
В Воздвиженском остановили Софью с мятежными стрельцами. Преданных Петру стрельцов оказалось больше (он скрывался от сестры в Троице-Сергиевом монастыре). Здесь ее арестовали и отправили в заключение в Новодевичий монастырь.
Мураново
История известного «литературного гнезда» уходит в XVIII век. С 1816 года владельцем становится генерал Л. Н. Энгельгардт, племянник всесильного князя Г. А. Потемкина. Сюда приезжал их близкий родственник, генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, поэт Денис Давыдов. Здесь познакомились поэт Евгений Абрамович Баратынский с Анастасией Энгельгардт, будущей женой. Баратынский называл это место «милой страной», а дом, который был выстроен по его собственному проекту, счастливым.
Сама усадьба не выделялась великолепием или совершенством архитектуры или богатством и своеобразием декора. В 1844 году он уехал в Италию, где неожиданно умер в возрасте 43 лет. После его смерти Мураново перешло к сестре его жены. Ее муж Н. В. Путята был знаком со многими писателями, знал А. С. Пушкина, был близок с декабристами. К нему приезжали писатели, поэты и политические деятели. Посетили его В. Ф. Одоевский, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, известная поэтесса и хозяйка литературного салона Е. П. Ростопчина и другие.
Близкие отношения сложились у хозяина усадьбы с соседом по Подмосковному Абрамцеву С. Т. Аксаковым, и Ф. И. Тютчевым. Младший сын последнего женился на единственной дочери владельца Муранова. Тютчев, именем которого назван музей в Муранове, никогда не жил в усадьбе. Большую часть жизни поэт провел за границей на дипломатической службе. В этом доме жил его сын И. Ф. Тютчев и основатель музея его внук.
Музей был открыт в августе 1920 как музей двух поэтов, Баратынского и Тютчева. Тютчевские вещи привезены сюда из его петербургской квартиры, а также из Овстуга, брянской усадьбы Тютчевых. Это лучший мемориальный музей страны, единственный, где все экспонаты — подлинники. Музей был закрыт на ремонт и реставрацию более десяти лет. Сейчас снова открыл свои двери для посетителей.
Хотьково
До XII века местность была почти безлюдна. «Край был дик и суров, леса и мхи, болота негожие», в дремучих лесах водилось множество медведей, лис, лосей, в изобилии роились пчелы. Кое-где по берегам реки Вори и ее притока Пажи ютились финны, промышлявшие охотой и рыболовством. Славяне появились здесь в конце 12 столетия, проникнув по рекам. В XIV веке, когда татара-монголы заняли среднюю Волгу и стали серьезно угрожать густо населенным Ростово-Суздальским землям, народ побежал «под крыло» Москвы и Твери, обосновался в новых местах.
В прошлом Хотькову отводилась известная роль связующего звена между Москвой и Сергиевы Посадом (Загорском). Ходоки не могли обойти стороной Хотьковского Покровского девичьего монастыря.
Существует легенда, что название «Хотьково» произошло от слов «ходок», «ходки», под которыми в древности подразумевали людей, совершавших паломничество в Троицкий монастырь и заходивших поклониться праху родителей преподобного Сергия Радонежского.
Есть другая версия. Петр I посещал монастырь не один раз. Однажды остановили карету разбойники, промышлявшие в этих дремучих лесах, надеялись взять большой куш с богатого вельможи.
- Вы ково остановили?! - закричал Петр, - я вам не вельможа, я царь!
- А нам хоть ково! - кричали разбойники, думая, что их обманывают.
Когда же Петр вышел из кареты, разбойники быстро расступились и скрылись в темном лесу.
Покровский монастырь сыграл важную роль в развитии ремесел. Петр I решил занять монахинь интересным делом. Выписал для них из Голландии мастериц золотошвейного и кружевного ремесел, которые потом распространились и в окрестностях монастыря.
Радонеж
Название «Радонеж» может восходить к языческим временам, может к слову «радуница», т. е. вторник Фоминой недели, день поминовения родителей, к личному имени Радонег. Тем не менее оно воспринимается всегда легко и радостно.
В начале XV в. в Радонеж входит в состав Серпуховского княжества, а затем присоединяется к Москве. В польско-литовское нашествие было разрушено, долго существовало в виде обычного села. Церковь построена здесь в 1840 году. В 1988 году возле нее установлен памятник Сергию Радонежскому работы скульптора В.Клыкова.
Отсюда вышел отрок Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), сын боярина ростовского Кирилла, переселившегося сюда от разорения набегами, междоусобицей и данями.
С Радонежьем тесно связано творчество многих художников. Тут часто бывал М. В. Нестеров, когда работал над картинами «видение отроку Варфоломею» и «Благовещение Сергием Дмитрия Донского на Куликову битву». К Радонежью обращались в своем творчестве Суриков, Коровин и другие.
Абрамцево
Признанный литературный центр середины прошлого века, известный не только у нас, но и во всем мире.
Здесь творили многие писатели: С. Т. Аксаков, Н. В. Гоголь. Сюда приезжали в гости И. С. Тургенев, В. Г. Белинский.
В 70–90 годы XIX века Абрамцево становится важным центром художественной жизни, где главным был интерес к русской истории и культуре, возрождение народных традиций.
В. Серов. Девочка с персикамиЗдесь работали И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова, К. С. Станиславский.
В.Поленов работал тут над солнечными пейзажами, В.Васнецов создавал свою знаменитую «Аленушку», делал многочисленные эскизы к «Богатырям», И.Репин работал над картиной «Не ждали», писал этюды к «Крестному ходу в Курской губернии».
Молодой Серов пишет в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтова Веры — «Девочка с персиками».
Сергиев Посад (Загорск)
Изначально имя городу дала в 1782 году Екатерина II. 60 лет город простоял под именем Загорска (с 1960 г.), названному в память о В. М. Загорсоком — секретаре Московского комитета партии, погибшем в 1919 году.
Став крупнейшим, монастырь, в котором сосредоточились исторические и художественный ценности, приобрел большое значение и в общественно-политечиеской жизни Руси. До 1988 г. лавра была резиденцией патриарха Всея Руси. В год 1000-летия принятия христианства Русью административно-духовный центр русской православной церкви переведен в Москву, в востановленный Данилов монастырь.
Вокруг монастырских построек уже с XIV века стал формироваться посад, занимавший живописные холмы и долину реки Кончуры. Ядром был монастырь, основанный Сергием Радонежским в середине XIV века. В XVII веке появились Пушкарская, Стрелецкая, Поварская, Иконная и другие слободы. В 1782 году был официально образован Сергиев Посад. А спустя 10 лет после сильного пожара он получил регулярную планировку, учитывавшую монастырский ансамбль как ядро застройки города.
История уходит в XIV век, когда здесь был основан Сергием Радонежским монастырь, посвященный Троице. Монастырь много сделал для объединения северо-восточной Руси, для утверждения монашеского общежития. Отсюда вышли известные ученики Сергия — устроители новых храмов: в Москве Андроний поставил Спасо-Андроньевский монастырь, Федор Симоновский — Симонов, в Звенигороде Саввой был заложен Саввино-Сторожевский. Для Троицкого собора был написаны фрески и иконы, в том числе и прославленная «Троица», Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1425—1427 гг.
В XVI веке возводятся мощные крепостные стены с башнями протяженностью 1300 метров, высотой от 7 до 16, толщиной от 3 до 10 м. Монастырь превращается в сильную подмосковную крепость. В период польско-литовской интервенции (1604–1618) монастырь подвергся 16-месячной осаде войск Лжедмитрия II и не был взят. По словам современников, крепость оказалась вооруженной самым главным — «людьми, железом и мужеством».
Мощное хозяйство монастыря отражалось и на общинной жизни монахов. Каждому монаху в XVIII веке ежедневно отпускалось: бутылка хорошего кагора, штоф пенного вина, по кувшину меду, пива и квасу. Главным богатством монастыря были приписанные к нему в разных губерниях России земли с населявшими их людьми. С XVII века на монастырь работало более 100 тысяч крестьян. Монахи Лавры вели активную торговлю во многих концах земли Русской и за ее пределами. Иностранцы отмечали, что троицкие монахи являются первым торговцами в России. Здесь крещен будущий Иван IV.
Государи делали щедрые вклады в монастырь: жертвовали вотчины, деньги, драгоценности. Доходными для Лавры были захоронения на его территории знатных людей. Здесь захоронены Годуновы — царь Борис и его семья. В Троице-Сергиевской Лавре скрывался от стрельцов и своей сестры Софьи молодой Петр. Отсюда он въехал в Москву царем.
Сюда, в крупнейший центр по производству игрушки в Росси, был переведен из Москвы в 1931 музей игрушки.
Имеются здесь и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся писателей и художников. Лермонтов как-то ходил на богомолье с бабушкой к Троице-Сергиеву монастырю. Подали денег нищему у входа, который им сказал, что намедни приходили молодые господа, насмеялись над ним: положили полную чашечку камушков. Этот сюжет лег в основу стихотворения:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!
В одноэтажном деревянном доме по Комсомольской улице 11 лет прожил М. М. Пришвин, который написал здесь «Журавлиную родину», «Охотничьи были», «Корень жизни» и другие произведения, навеянные природой окрестностей города. В 1902–1904 годах сюда приехал А. И. Куприн.
Поселившись у сестры, он работал над рассказом «Мирное житье», главами повести «Поединок». Постоянно жил в городе известный художник-график В. А. Фаворский. Недалеко от города доживал свои последние дни писатель и философ В. В. Розанов. Здесь он создал свое последнее произведение — гениальное пророчество — «Апокалипсис нашего времени», здесь он скончался и захоронен (в селе Вифании).
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Туризм
- →
- Что посмотреть ?
- →
- По земле Радонежской
Что посмотреть ?
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат