В Венеции – снова карнавал. Хотя, по моему мнению, карнавал – не развлечение для бюджетных туристов, для тех, кто норовит увидеть Венецию за один день. Много ли увидишь, пробираясь в толпе по узким улочкам?

Скорее всего, этот праздник для тех, кто приехал в волшебный город посреди залива с тугим кошельком. С другой стороны, все карнавальные безумства происходят в районе площади Сан-Марко. Поэтому, если путник приедет в Венецию пораньше и тут же у вокзала сядет на пароходик до Сан-Марко, даже один день, проведенный среди карнавального безумства, наверняка ему запомнится.

На большом пространстве площади толпа воспринимается совсем по-другому, чем на узких мостиках через каналы. Не злит, а радует огромное количество людей, совместно празднующих прощание с мясом. Ведь «карнавал» – это «carne vale!» («прощай, мясо!»), последняя обжираловка перед великим постом.

Только на большом пространстве площади можно увидеть «в действии» один из главных символов венецианского карнавала – знаменитые маски. Отдельными островками стоят люди (не только проживающие в Венеции), которые решили участвовать в карнавале в качестве действующих лиц. Они пошили себе костюмы и сделали маски, затратив на все это около сотни евро (а то и больше!). Эти деньги плачены только за удовольствие несколько дней побыть артистом на подмостках Сан-Марко.

И костюмы, и маски продумываются в течение всего предшествующего года. Фантазию проявлять можно, но в достаточно ограниченных пределах. Ничего не поделаешь! Искусство – это умение себя ограничить. Персонажи венецианского карнавала – это персонажи комедии дель арте, и венецианские маски принадлежат этим персонажам. Но главное, они принадлежат истории Венеции.

Собственно говоря, маска, как важный и обязательный предмет повседневного костюма, только в таком месте, как Венеция, и могла появиться. Когда на маленьком кусочке земли собирается столько людей, неизменно возникает эффект пауков в банке. Даже случайное слово, сказанное без злого умысла, может стать причиной длительной вражды. Настолько длительной, что ее участники могут даже забыть, из-за чего же заварилась каша. Великий Шекспир со своими «Ромео и Джульеттой» о том свидетельствует. А если слово не случайное? А если злой умысел реально был? Честную (и бесчестную) конкуренцию в торговой республике ведь никто не отменял! Как не отменял право обиженного на месть. Кинжал-стилет – итальянское оружие. А труп, сброшенный в канал, может унести в открытое море, и его никогда уже не найдут.

Так что необходимость прикрыть лицо личиной, чтобы сохранить жизнь, в Венеции была повседневной. Маски стали частью городской жизни, возможностью (может быть, иллюзорной) сохранить в перенаселенном городе свое личное пространство. Так же как в нынешнем Интернете мы упрямо держимся за анонимность и возможность спрятаться за аватаром, хотя всемирная компьютерная Сеть, как известно, хорошо отслеживается правоохранительными структурами.

Кстати, средневековые правоохранители тоже успешно пользовались городским обычаем. Во время допроса и следователь, и допрашиваемый были в масках. Первый мог не опасаться, что его личность будет раскрыта, а второй мог смело отвечать на вопросы, не боясь, что последует возмездие со стороны того, против кого он давал показание.

Уже в 18-м веке, когда Венеция полностью потеряла свой боевой и авантюрный дух и начала продавать всему миру свою ветшающую роскошь и своих дорогих проституток, маски приобрели еще большую популярность. Грешить под покровом тайны – куда большее удовольствие, чем грешить открыто.

Итак, если уж вам повезет оказаться на площади Сан-Марко в один из дней венецианского карнавала, было бы неплохо научиться «читать» маски этого карнавала. Во-первых, даже минимальная классификация позволяет лучше запомнить увиденное. Надеяться на то, что ваш непрерывно щелкающий фотоаппарат или мобильный телефон поможет вам все запомнить, не стоит. Разбирая сделанные снимки, вы не сможете вспомнить, где они делались и для чего. С каким настроением вы сделали этот конкретный снимок? И о чем рассказывать друзьям, которым вы демонстрируете всю эту красоту?

Во-вторых, поход на площадь Сан-Марко вполне можно сравнить с походом в художественный музей. И, согласитесь, картины и скульптуры, изображающие древние мифы или библейские сюжеты, лучше всего рассматривать, зная эти мифы и эти сюжеты, поскольку понимаешь, что же хотел сказать художник, знаешь, на что обращать внимание. Аналогично, если вам известно, какую маску вы в данный момент рассматриваете, вы знаете, на что в этой маске следует обратить внимание. А зная это, сможете оценить отдельные детали наряда и оценить замысел автора костюма. Может быть, даже понять его намеки.

Автор статьи: Марк Блау