Выходя из туристического агентства, счастливый обладатель тура в 99% случаев обнаружит в пакете документов книжечку, на которой будет написано что-то типа "Полис страхования выезжающих за рубеж". Как правило, большинство туристов, пролистав за пару секунд десяток страничек, испещренных непонятными терминами и отпечатанных мелким шрифтом, особо не озадачиваются изучением основ страхового дела и больше никогда не вспоминают об этом документе. Но некоторым из них не везет.

Чему быть - того не миновать, и если уж в поездке вы заболели, то грамотное поведение в экстренной ситуации, по меньшей мере, сбережет ваши нервы и время, а в некоторых случаях может и спасти жизнь. Поэтому, сидя в самолете и попивая виски/вино/пиво (кому что больше нравится), имеет смысл потратить 15-20 минут на изучение правил страхования.

Итак, полис, как правило, состоит из трех частей, и похож на авиабилет: обложка, несколько самокопирующихся бланков с "реквизитами" полиса и непосредственно правила страхования.

Про обложку мы говорим не случайно: на лицевой стороне вы, конечно, ничего особо интересного не обнаружите, кроме нескольких логотипов и названия страховой компании, а вот на внутренней стороне первой странички очень часто указывается телефон сервисной компании (ассистанс), куда следует обращаться при наступлении страхового случая.

Что такое ассистанс? Это компания, которая по договору со страховщиком будет заниматься Вашими проблемами - поиском врача, урегулированием вопросов оплаты с больницами и т.д. Следует понимать, что она НЕ является страховой компанией, и диспетчер на другом конце провода совершенно ничего не знает о том, что вам рассказывал агент Пупкин, и действует строго по инструкциям (правилам страхования). На российском рынке наиболее часто встречаются полисы с сервисной поддержкой компаний International SOS, Coris, Europ Assistance, GVA, InterPartner (AXA Assistance) и др. Телефонов может быть указано несколько. Например, в Москве, Турции и Испании. В этом случае по турецкому телефону надо звонить, если вы находитесь в Турции, по испанскому - из Испании, а по московскому - во всех остальных случаях. Иногда указывается один телефон - например, в Мюнхене (InterPartner) - это не страшно.

Важно: если уж вы позвонили по турецкому номеру, не стоит перезванивать в Москву, чтобы узнать, когда приедет врач - информация о вашем страховом случае будет только в Турции. И уж само собой не надо обращаться в сервисный центр в Турции из Италии, даже если звонок в Анталью обходится дешевле, чем в Москву - в лучшем случае Вас вежливо пошлют, в худшем - примут информацию и часа три будут искать на карте турецкого побережья город Римини.

На самокопирующихся бланках отражена архиважная информация - реквизиты полиса:

Номер полиса;

Фамилия и имя застрахованного (на случай, если вы забыли, как вас зовут);

Дата рождения застрахованного;

Сроки действия полиса;

Страховая сумма;

Зона действия полиса (не всегда);

Вид/категория полиса (не всегда);

Страховая премия.

Пояснять, что означают первые 4 пункта, думаю, не стоит, а вот на остальных следует остановиться поподробнее. Страховая сумма: это максимальный объем денежных средств, который страховая компания обязуется выплатить при наступлении страхового случая. При этом по отдельным видам могут быть ограничения. Пример: общая страховая сумма - 50.000 долларов, но на лечение - не более 20.000 долларов, на стоматологию - не более 300 долларов, на посмертную репатриацию - не более 5.000 долларов и т.д. Причем, эти ограничения могут быть отражены как на самом бланке, так и в тексте правил страхования мелким шрифтом.

Зона действия: перечень стран, на территории которых действует полис. Вы, конечно, удивитесь, но в США лечение обходится гораздо дороже, чем в том же Египте, поэтому и цена страховки тоже будет отличаться. Обычно зона действия обозначается какой-либо буквой (А, В, С и т.д.), а перечень стран, входящих в ту или иную зону, указан в тексте правил страхования.

Вид/категория полиса: иногда это означает набор дополнительных услуг, включенных в полис (юридическая помощь, страхование багажа, ответственности и т.д.) и разделяется по типу Classic - Gold - VIP - и т.д. (как правило, фантазия у страховщиков не блещет), а может означать и расширенное покрытие: например, занятия опасными и экстремальными видами спорта. Важно! К опасным и экстремальным видам спорта относятся не только соревнования по тайскому боксу, но и такие безобидные на первый взгляд развлечения, как горные лыжи, рафтинг или дайвинг.

Страховая премия: самое простое и бесполезное - цена вашей страховки. Важно! Самокопирующийся бланк - это фактически и есть полис, поэтому если у Вас осталась последняя страничка (одну может забрать посольство, вторую - врач) - никому ее не отдавайте, а предложите снять с нее ксерокопию. Ну, а теперь о самом главном и загадочном - о правилах страхования. Зачитывать их очень нудно и долго, поэтому я остановлюсь лишь на терминах, которые могут показаться непонятными.

Франшиза - очень подлая штука. Это часть затрат на лечение, которую Вы оплачиваете сами. Франшиза бывает безусловной (вы в любом случае платите, например, 50 долларов) или условной (если сумма затрат менее 50 долларов, их платите Вы, а если более - Вы не платите ничего; встречается редко). Как правило, франшиза применяется на массовых направлениях, чтобы ограничить поток обращений с насморками и диареями. Исключения из правил страхования: случаи, когда страховая компания не обязана оплачивать Ваше лечение. Они подробно описаны в правилах страхования, и их очень много. Внимательно ознакомьтесь - многие вещи могут оказаться для вас сюрпризом.

Медицинская репатриация: в переводе означает "возвращение на родину". Если состояние здоровья клиента позволяет перенести транспортировку, страховая компания обязуется организовать перевозку до места жительства. Репатриация может осуществляться как на обычном рейсовом самолете, так и специализированным санитарным самолетом (встречается крайне редко). В большинстве случаев, репатриация проводится в сопровождении врача. Как правило, медицинская репатриация проводится в случаях, когда лечение на месте экономически менее целесообразно, чем транспортировка, или же когда страховая сумма по мед. расходам грозит быть исчерпанной до окончания лечения.

Ну, и напоследок, обратите внимание на такие мелочи, как порядок возмещения телефонных расходов, затрат на медикаменты и т.д., и особенно на перечень документов, который необходимо собрать для получения страховой выплаты.

Андрей Чепурин Источник: www.chepourashka.narod.ru