Дрезден – это классический «город на один день». Приезжают сюда, обыкновенно, из Праги. Между Прагой и Дрезденом – 130 километров, то есть два с половиной часа езды.

По немецким меркам Дрезден – город достаточно старый, возникший на перекрестке двух больших дорог. За счет своего положения он умеренно процветал, собирая свой доход с не очень богатых краев, которыми были Саксония и вообще восточные немецкие земли. В первый раз он упоминается в документах в начале 13-го века.

Расцвет города относится к началу 18-го века, к правлению курфюрста Августа III (1696–1763), который одновременно был королем Речи Посполитой (Польши). Имея от управления «неродной» Польшей большие доходы, Август значительную их часть вкладывал в развитие «своей» Саксонии и, в частности, Дрездена как столицы этой земли. Именно во время правления Августа город был перестроен в стиле барокко и стал заметным культурным центром. К тому же в это время неподалеку от Дрездена, в Майсене, началось производство фарфора. Тоже неплохая добавка к бюджету саксонского курфюрста!

В 18 веке два немецких государства, до того мало заметные в европейской политике, попытались всерьез заявить о своем существовании. Это были Пруссия и Саксония. Надо сказать, что Пруссии повезло больше и в конце концов она своего добилась. Саксония же была захвачена прусскими войсками во время Семилетней войны, а потом – французскими в ходе Наполеоновских войн. В результате она была сильно урезана территориально. Дрезден потерял свое значение как политический центр, но продолжал оставаться крупным центром культуры вообще и немецкой культуры, в частности. Дрезден даже называют «Флоренцией на Эльбе», хотя в этом есть значительная доля преувеличения.

Однако культурные сокровища Дрездена несомненны. И к счастью, они сосредоточены практически в одном месте, которое называется Цвингер. Именно такая компактность позволяет осмотреть большую часть всемирно известных музеев Дрездена за приемлемое время.

Среди дрезденских музеев главный – Дрезденская картинная галерея. Это относительно небольшое (в сравнении с Лувром или Эрмитажем) собрание картин. Вдумчивый просмотр галереи займет 3–3.5 часа. Но концентрация знаменитых произведений живописи здесь необычайно велика. Конечно, главное сокровище – «Сикстинская мадонна». Но кроме этой знаменитой картины Рафаэля, здесь представлено еще множество шедевров: «Спящая Венера» Джорджоне, «Автопортрет с Саскией» Рембрандта и любимая многими изящная «Шоколадница» Ж.-Э.Лиотара.

В Цвингере есть еще несколько музеев, которые стоит посмотреть, музей фарфора и Оружейную палату. Первое больше рекомендуется взрослым, а второе – детям, особенно мальчикам. Эти музеи можно осматривать не так внимательно, как картинную галерею. Но удовольствия от просмотра посетители получают немало. Так что стоит потратить на это еще полтора-два часа.

Как видно из вышесказанного, на посещение музеев понадобится немало времени. Поэтому, чтобы действительно получить эстетическое удовольствие, в Дрезден лучше приехать пораньше. Иначе из «города одного дня» он может превратиться в «город двух дней».

А потом – прогулка по городу, потому что нормальному человеку столько музеев не выдержать. В Дрездене есть замечательные здания и архитектурные ансамбли. Рассматривая их, следует помнить о том, что в феврале 1945 года, в самом конце войны, город был подвергнут ужасающей бомбардировке, результаты которой вполне сравнимы с бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. За два дня англо-американская авиация полностью разрушила центр города. В результате этой бомбардировки возник огненный смерч, в пламени которого плавились камни и погибали даже те, кто находился в бомбоубежищах. Сейчас город полностью восстановлен. Но темные пятна на стенах дворцов и церквей – это те куски, которые удалось собрать после бомбардировки. Их не очищают специально, чтобы напомнить об ужасах войны и для того, чтобы яснее стали труды реставраторов.

Поскольку согласно Потсдамским соглашениям город Дрезден оказался в советской зоне оккупации, новые жилые кварталы города могут показаться до боли знакомыми тем, кто «родом из СССР». Кто хочет, может поностальгировать на памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. А на рыночной площади, Altmarkt, есть дворец культуры вполне в духе советского областного центра. Стены его украшены мозаикой на тему «Путь красного знамени». Трудно сказать, насколько это – искусство, но в любом случае это – история.

Автор: Марк Блау