Сегодня у пассажиров российских авиалиний есть огромный выбор, на чём и кем лететь. Однако далеко не всегда рядовые потребители точно и чётко понимают и оценивают предлагаемый им набор услуг. Отсюда начинается путаница в ценообразовании, и нередко появляются высказывания, что лоукостер дороже обычных авиаперевозчиков.

Быстрее, новее, дешевле

На отечественном рынке сегодня больше сотни различных авиакомпаний — от гигантов до мелких, буквально районных. Однако в числе основных по количеству авиаперевозок всего десяток. При этом количество пассажиров довольно велико, так как в одной только России проживает более 100 млн человек. А если посчитать ещё и всех, кто приезжает в страну с туристической или деловой целью, цифра вырастает в разы.

Но даже несмотря на такое количество потенциальных клиентов, авиакомпании всё равно стараются бороться за каждого из них. И способов для этого немало — улучшение сервиса, предложение дополнительных услуг, приобретение новых современных лайнеров, программы лояльности и, конечно же, снижение цен на билеты. И этот пункт основной, так как нередко именно на этом фоне начинается откровенный демпинг.

Сегодня, когда на рынке появился пока единственный лоукостер «Победа», ситуация ещё больше обострилась, поскольку выдерживать конкуренцию с ним обычным авиаперевозчикам достаточно сложно.

Суть лоукостера

Сами пассажиры нередко упрекают «Победу» в том, что цены у неё далеко не бюджетные. Ведь стоимость билета всего за несколько минут может вырасти существенно. И тут кроется основная ошибка потребителей услуг — они неправильно рассчитывают.

Лоукостер не значит «дешёвая авиакомпания». По сути своей, лоукостер — это целая философия. И чтобы использовать его выгодно, следует хорошо понимать все процессы ценообразования у него. Так, например, в компании берётся базовый тариф — он считается без багажа, ручной клади, выбора места, в некоторых случаях питания и многих других пунктов, которые и позволяют сделать билет дешевле. Ведь перевозчику не приходится платить багажным службам, кейтеринговым компаниям и т. д. За счёт снижения этих расходов становится возможным снижать и стоимость билета.

Естественно, если человек хочет и багаж, и еду, и всё остальное, он должен оплатить услуги персонала, который ему всё это будет предоставлять. И так растёт цена — чем больше дополнительных услуг, тем дороже билет.

И тут выигрывают те, кто может хорошо прогнозировать своё путешествие. Например, вы отправляетесь в командировку на пару дней в город, до которого лететь два часа. В таком случае вы легко можете обойтись и без чемодана, и без питания в дороге. А значит, ваш билет будет стоить дешевле. При этом, выбирая обычный рейс, вы по умолчанию будете оплачивать и багаж, который не повезёте, и еду, которая вам особенно и не требуется.

Нечестный демпинг

Сегодня на рынке наметилась ситуация, когда регулярные перевозчики стараются также снизить стоимость своих проездных документов, чтобы достойно конкурировать с лоукостером «Победа». И для этого даже перенимается ряд инструментов бюджетной авиакомпании, которые не всегда работают корректно.

В итоге сейчас большая часть крупных авиакомпаний пошла на определённые хитрости. Так, например, в их билетном меню появились такие варианты, как промо-тарифы или специальные тарифы. В этом разделе пользователям предлагаются билеты на самолёт по сниженным ценам и с минимальным набором услуг. Так, например, у авиакомпании S7 есть предложение проездных документов по стоимости ниже обычных, но при этом исключающих провоз багажа и обладающих невозвратностью, т. е. при изменении своих планов человек попросту потеряет деньги, потраченные на билет. При этом стоимость проездных документов всё равно особо низкой не назовёшь. Если рассматривать «Уральские авиалинии», перевозчик также предлагает определённые «эконом-билеты», которые также чуть ниже по стоимости (примерно на 1000–2000 рублей) стандартного тарифа за счёт отказа от провоза багажа. При этом перевозчики вполне могут включить данную опцию при доплате в 2000 рублей.

Тут стоит понимать, что такие билеты у регулярных авиаперевозчиков — акционные, которые имеют обыкновение заканчиваться. Лоукостер же на таких условиях летает всегда. И этот момент также важно просчитывать заранее. Кроме того, кажущееся снижение тарифов остаётся только кажущимся. Ведь всё равно стоимость билетов остаётся на довольно высоком уровне и напрямую зависит от сезонности: чем выше сезон, тем билеты, даже эконом-варианта, будут дороже. По факту же, подобное копирование инструментов, предложенных «Победой», выглядит не особенно правильным, и в результате получается, что это всего лишь способ взять свою часть клиентов, которые, например, идут на привычный бренд.

Также необходимо учитывать и такой момент, что пользователь на сайте перевозчика видит стоимость только тарифа. При этом у «Победы» в него сразу же включены все таксы и сборы. У остальных перевозчиков дополнительные цифры, которые также могут равняться не одной тысяче рублей, могут появляться уже в процессе оформления билета.

Улучшение показателей

За счёт более грамотного планирования, без которого лоукостеру не выжить в авиаотрасли, «Победе» удалось добиться существенных успехов. Так, например, авиакомпания смогла получить минимальное время разворота рейса 25 минут, что позволяет ей делать больше перелётов в сутки, чем всем остальным конкурентам. Согласно данным статистики, за счёт подключения минимального набора услуг для пассажиров, т. е. отказа от питания и запрета на пронос багажа в салон, высадка пассажиров занимает всего 7 минут, уборка салона производится силами бортпроводников. Всё это также позволяет сделать рейсы более быстрыми и конкурентоспособными.

Автор: Полина Девятова