Как рассказать ребенку о событиях Рождества Христова, чтобы он не только узнал, но и прочувствовал их? Этим вопросом задаются многие современные родители-христиане, призывая на помощь игру, музыку, иконопись, живопись. И конечно, детское Рождество невозможно представить без кукольного вертепного театра.

Есть версия, что самый первый вертеп придумал в XIII веке Франциск Ассизский, который приходил с братьями-монахами в хлев к ослам и коровам петь рождественские песнопения, прославляя родившегося Спасителя. Позже появились резные деревянные вертепы со статичными сценами Рождества Христова (они назывались презепе), которые устанавливали в католических храмах Западной Европы и на площадях крупных городов.

Собственно рождественским кукольным театром вертеп стал в Европе в XV веке, возникнув как упражнение учеников богословских школ в искусстве красноречия.

На русскую землю вертепный театр был принесен в XVII веке выходцами с Украины, учениками западно-русских духовных училищ, находившихся под значительным влиянием католической системы образования. Но, несмотря на это, ни идеи рационализма, господствовавшие в тогдашней Европе, ни, тем более, расхождения с католиками в вероисповедании, никак не коснулись русского вертепа. Русские школяры и их наставники взяли лишь привлекательную форму, наполнив ее своим родным содержанием. Вертепные спектакли стали у нас своеобразным жанром проповеди, наиболее доступным восприятию юных христиан.

Ящик с секретом

С течением времени форма вертепных представлений менялась — от домашних спектаклей, которые демонстрировались за символическую плату, до выступлений на ярмарках при большом стечении публики. Форма самого театра — вертепа также изменялась, в зависимости от местных условий и степени состоятельности «вертепщиков».

Обычно это был большой деревянный ящик (в половину роста взрослого человека), который ставился на подставку или возвышение. Сами актеры — кукловоды прятались за ящиком, разговаривая разными голосами за своих героев. На заднюю стенку ящика обычно прикреплялась икона Рождества Христова, боковые стенки расписывались рисунками или узорами. Передняя часть ящика закрывалась двустворчатыми дверками, игравшими роль занавеса.

Часто вертеп был двухэтажный, хотя встречались и одноэтажные, и трехэтажные варианты. Если в вертепе была всего одна сцена-этаж, то, как правило, разыгрывалось само событие Рождества Христова, и набор кукол был минимальным (обычно — ангелы, вырезанные из дерева или сшитые из лоскутков, посаженные на проволоку, при помощи которой через прорези в полу ящика передвигали фигурки).

Если же вертеп был двухэтажный, спектакль приобретал более сложные формы. Пространство символически делилось на горний, небесный мир (верхний этаж) и мир земной (нижний этаж). Наверху укреплялась икона Рождества, иногда располагались небольшие фигурки пастухов и ангелов. Внизу - дворец царя Ирода, куда приходили волхвы, а в конце спектакля Смерть срубала бумажной косой царскую голову.

В некоторых вертепах делали куклу Рахиль, плачущей о детях, куклы чертей и римских солдат-легионеров. Если в вертепе устраивали третий этаж (мезонин), туда помещали фигурку ангела, который возвещал о рождении Спасителя.

На самом верху ящика прикрепляли вифлеемскую звезду, вырезанную из картона, или небольшой деревянный крест. Текстом спектакля могли служить либо пересказ Евангелия, либо народные духовные стихи, посвященные Рождеству Христову. Тексты собственно рождественских драм стали появляться только в XVIII веке.





«С каким нетерпением ждем мы Святок!»

С особенной радостью ждали вертеп маленькие дети, заранее предвкушая предстоящие переживания.

Вот как рассказывает о вертепе начала XIX столетия Николай Полевой в книге «Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии»:

«Содержание было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для этого вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, и вертепы нашивали по улицам семинаристы и приказные в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением, ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено «пустить вертеп», мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его — мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла — Пономарь. Он зажигает маленькие восковые свечки… И вот заскрипела скрипка; раздались голоса — являются Ангелы и преклоняются перед яслями… И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев, задумываемся, когда смерть идет, наконец, к нему при пении: «Кто же может убежать в смертный час?» И ужасаемся, когда открывается ад, где черти пляшут над Иродом…»

В середине девятнадцатого — начале двадцатого столетия, когда вертепное искусство постепенно стало в России угасать, вертепные представления соединились со светскими комедиями, которые обычно показывали во второй части спектакля, что уже никак не совмещалось с образом домашнего духовного праздника.

Но самое замечательное, что традиция вертепных театров не исчезла, хотя уже, было, совсем умерла в начале двадцатого века. Еще в шестидесятые годы прошлого века, когда Хрущев обещал показать по телевизору «последнего попа», трое мальчишек ходили по улицам одной украинской деревни с неказистым, склеенным ими самими вертепом и распевами колядки, славили Христа.

Где можно увидеть настоящий вертеп

Современная практика вертепных театров еще только складывается, возродившись снова в Россию в начале девяностых годов прошлого века. Первоначально это было увлечение небольшой группы людей, а теперь существует целая Гильдия вертепщиков. Московский театр «Бродячий вертеп» под управлением Александра Грефа организует ежегодные фестивали самодеятельных вертепных театров (как правило, основные участники — семейные труппы или воскресные школы при храмах). Существует даже международный Фестиваль вертепных театров. И еще ни разу еще не было повторений, каждый вертеп в чем-то отличен от других. Каждый по-своему делится переполняющей радостью Рождества.

В этом году международный фестиваль вертепных спектаклей «Рождественские семейные вечера» пройдет 8-10 января 2012 года в Москве. Подробности можно узнать на сайте организатора фестиваля — камерного театра «Пилигрим» из Коломны.

13-14 января 2012 года в зале московского театра «Бродячий Вертеп» пройдет VI фестиваль школьных и семейных вертепов «Старый Новый год». Фестиваль проводится Гильдией вертепщиков, театром «Бродячий Вертеп» и ЦДТ «На Вадковском» под патронажем Союза театральных деятелей России. Вход свободный. Программу фестиваля можно посмотреть на сайте театра.

Как сделать самим



Впрочем, можно сделать и свой собственный домашний вертеп. Конечно, чтобы соорудить классический двухэтажный вариант, потребуется много времени и сил и не в каждом доме найдется место, где можно было бы его хранить целый год даже в разобранном виде.

Мы с детьми придумали несколько разных «походных» вариантов, которые очень быстро собираются-разбираются, а ощущение таинственности и чуда не исчезает. И даже совсем маленькие принимают участие в его создании.

Мы взяли обычную коробку от ботинок, поставили ее набок и выкрасили внутри темно-синим и коричневым цветом, изображая пещеру и небо. В центр, на стенку коробки наклеили репродукцию картины Рождества. Внутри выстелили пол пещеры сухой травкой, которую насобирали во время прогулок. Сделали ограду из круглых морских камушков и пластилина и пустили туда всех игрушечных домашних животных, которые нашлись в детской. Сверху провели гирлянду и поместили вертеп под елкой, в центре.

Очень уютно было потом на Святках сидеть всем вместе под ёлкой и еще и еще раз рассказывать рождественскую историю. А когда Святки прошли, мы просто накрыли коробку-вертеп крышкой и убрали вместе с ёлочными игрушками.

Когда дети подросли, они, конечно, захотели сами играть в вертеп и показывать его родным и друзьям. И мы вырезали из картона контур пещеры, фигурки Богородицы с Младенцем на руках, пастухов, волхвов, овечек, воинов, царя Ирода, Смерти с косой и укрепили их на круглых картонных подставках, какие обычно бывают у игрушечных солдатиков. Взяли детский столик и стульчик, составили рядом, накрыли тканью — получился двухярусный вертеп. Сели вокруг прямо на пол, зажгли свечи, взяли в руки флейту, колокольчик и треугольник и изобразили нехитрый мотив. А дальше – пели рождественский тропарь и рассказывали историю Рождества своими словами, передвигая фигурки по сцене.



Еще как-то раз соорудили Вифлеем из пакетов от сока, обклеенных обратной стороной старых бумажных обоев. Получилось очень похоже — низенькие домики песочного цвета с плоскими крышами, как в настоящем Вифлееме. А внутрь снова провели гирлянду и в окнах горели огни.

А еще лепили домики из глины и вставляли в них зажженные свечи. А еще можно вылепить их из соленого теста. А еще…

Словом, было бы горячее желание прославить Христа и немного фантазии, и дети с радостью создадут вместе с нами собственный маленький домашний вертепный театр.

Автор - Елена Литвяк