С начала девяностых годов прошлого века мы стали свидетелями массового явления – крещения в церкви. Многие стали участниками этого «движения». Уже достаточно сказано о социальных и психологических причинах этого явления – утрата веры в привычные социальные ценности, необходимость чувствовать связанность с чем-то значительным, потребность во что-то верить и т.п. Несмотря на массовость, каждый участник этого «движения» связывал с принятием крещения что-то свое личное, пусть смутные, но все-таки надежды на лучшую жизнь.
Основания для таких надежд находятся не только в естественном стремлении человека к жизненному благополучию, но в церковной догматике: «Крещение есть Таинство, в котором верующий … умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Православный катехизис, п. 285).
Прошло много времени с того момента, и уже можно подводить итоги. Что дало крестившемуся человеку его крещение? Привело ли оно к улучшению жизни человека? На основе своего двадцатилетнего священнического опыта могу уверенно сказать: «Нет, крещение не «работает», не дает улучшения жизни человека».
Конечно, есть исключения. Но они связаны в большей степени с радикальным изменением привычной жизни человека, чем с его внутренними изменениями. Например, мать потеряла ребенка и после крещения полностью погрузилась в выполнение бесконечных церковных предписаний. Это, конечно, отвлекает от горя, и в этом смысле можно говорить о пользе крещения и церковной жизни.
Крещение в церкви наших современников продолжается и сегодня, правда, не столь масштабно, как в девяностых годах. И поэтому важно понять, почему не «работает» крещение. Где же обещанная «духовная и святая» жизнь? Что можно сделать, чтобы крещение приводило к улучшению жизни человека? Для ответа на эти вопросы воспользуюсь своим опытом практикующего психолога.
С психологической точки зрения, крещение – это инициация, переводящая человека в новое состояние и дающая ему жизненные ресурсы в этом состоянии. В настоящее время примеры подлинных инициаций мы находим, как правило, только в сохранившихся архаических культурах. Например, инициация мальчика в число воинов племени или инициация девочки в девушку, готовящая её к замужеству. Для этих инициаций характерны тяжелые физические испытания, вызывающие глубокие и сильные переживания. Можно сказать, даже необходимое физическое и эмоциональное потрясение, которое на время инициации полностью овладевает человеком. Для чего это нужно?
Как уже говорилось, инициация – это психологический ритуал включения человека в новую, качественно иную, жизнь. Чтобы это «включение» произошло эффективно, по-настоящему, необходимо опираться на уже существующий жизненный опыт человека. Этот опыт есть у всех людей – это опыт рождения, опыт нашего появления на свет. Рождение является для ребенка и физическим, и эмоциональным стрессом, даже при нормальных родах. Меняется тип питания, дыхания, температурный режим, меняются все ощущения, прохождение через родовой канал вызывает сдавливание тела младенца и заставляет непривычно работать его мышцы. Травма рождения хорошо описана и изучена еще в начале прошлого века (например, Отто Ранк).
Неслучайно ритуалы инициации имеют символику погружения в матку (пещера, тесная хижина, купель) и символический выход из неё. Это всегда вызывает недоумение у взрослого человека, даже у современников Христа: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин.3, 4). Да, «может», если захочет родиться для новой жизни. Очевидно, что для этого необходимо соединение двух составляющих: сильного эмоционального переживания, похожего на наш опыт рождения, и осознанного представления о той новой жизни, в которую он рождается. Соединение этих компонент в обряде инициации дает новую жизнь и ресурсы для её проживания. Об этом говорит и Христос: «… истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин.3,5).
Что мы имеем в современной Церкви? Во-первых, священники не готовят крещаемых к эмоциональному переживанию нового рождения, «рождения от Духа» (Ин. 3,6), потому что сами не знают, что это такое. Да и зачем это делать? Народ и так покупает эту услугу. Во-вторых, сам народ не знает, во что он крестится, а Церковь не объясняет. Зачем объяснять, если они и так крестятся? Вот поэтому Крещение и не «работает» – не дает человеку желаемой трансформации жизни, её улучшения.
Предвижу возражения религиозных фанатиков: «Как Вы смеете так думать? Разве Вы не знаете, что Крещение соединяет человека с Церковью Небесной?» Да знаю, что соединяет. Но человек платит в Церкви земными рублями, а не «небесными». А земные рубли достаются большинству тяжелым трудом, и человек вправе за свои заработанные деньги получить от Крещения хоть что-то в этой земной жизни. Но, увы, ничего не получает. Вот и приходится нам, психологам, «доделывать» то, что не делает Церковь.
Игорь Поляков
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Религия
- →
- Почему не "работает" церковное крещение?
Религия
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат