Про одного израильского политика ходит такой анекдот: во время своего официального визита в Москву он посетил Большой Театр. Ровно через 15 минут после начала гениального «Лебединого озера» наш дипломат покинул зал. На просьбу обескураженных москвичей объяснить свое поведение израильтянин наивно развел руками: «А что сидеть-то и тратить драгоценное время? Принцип я уже уловил!»

И хотя этот анекдот наверняка вызовет легкую улыбку над дилетанством этого политика, нередко, сами того не замечая, мы вполне разделяем его подход. Мы более чем уверены, что есть достаточно серьезных вещей, чей глубокий смысл мы способны постичь с первого взгляда.

Многие из нас понаслышке знакомы с еврейскими законами и традициями. Кто-то изучал в школе отрывки из ТаНаХа (Тора-Пророки-Писания), по большому счету вырванные из контекста. Кому-то даже «посчастливилось» сдавать формальные экзамены «по иудаизму» в израильских университетах (непонятным образом преображающие насыщенную философскую систему в набор сухих серых правил, лишенных их первоначальной блестящей логики). А кто-то попросту сделал «логические» умозаключения из обрывков израильской светской прессы (в свою очередь имеющей об иудаизме весьма отдаленные понятия) и уличных разговоров. И мало кто пытается всерьез углубить свои знания, и, к несчастью, еще меньше – претворить эти знания в жизнь. «А зачем? «Принцип-то мы уловили!» К чему же терять наше драгоценное время?»

Странно. Ведь это даже не вопрос художественной оценки шедевра П.И. Чайковского. Речь идет о выборе жизненного пути - пути к счастью и полной самореализации, чей успех гарантирован опытом не одного десятка поколений. Так разве по такому поводу уместно ограничиться поверхностным взглядом, не желая по-настоящему разобраться, прежде чем принять окончательное решение?

Недельная глава «Шмини» («Восьмой»)

На этот раз недельную главу фактически можно разделить на три центральных эпизода: торжественное открытие службы в переходном Храме, гибель двух сыновей Аарона на глазах у всех присутствующих и основные положения о кашруте.

Итак, как уже было упомянуто в кратком описании нашей недельной главы, одним из ключевых моментов главы «Шмини» является трагическая смерть Надава и Авиу, двух сыновей Аарона, прямо в разгар праздничной церемонии открытия Храма. Тора неоднократно обращается к этому событию, что в очередной раз подчеркивает его важность. Что же все-таки произошло?

Процитируем текст Торы: «И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом» .

Еврейские источники утверждают, что Надав и Авиу были людьми праведными. Но их грех заключался в том, что из самых искренних и чистых побуждений, желая по-своему разумению усовершенствовать служение в Храме, они взяли на себя ответственность дополнить точнейшие инструкции самого Творца, данные Моше-рабэйну.

Конечно, в отличие от современных реформистов, их поведение было продиктовано не попыткой идти на поводу будничных слабостей, под отговоркой «неактульности» вечных законов, а возвышенными религиозными чувствами. Они не хотели ничего убавлять, а всего лишь добавить что-то свое оригинальное. Тем не менее, Тора свидетельствует, что даже такого рода «улучшения и усовершенствования», идущие в разрез с буквой закона, представляют собой «чужой огонь», не заповеданный Б-гом. Тем более, когда это происходит на виду у всех в самом сердце Храма. Тогда и публичное наказание с небес последовало незамедлительно…

Но неужели законы Торы трехтысячелетней давности актуальны и по сей день? Ну там «не убей» или «не прелюбодействуй» - еще куда ни шло, но взять хотя бы все те же законы кашрута или, допустим, обрезания – не пора ли им стать достоянием далекого прошлого?

На эту тему приведем следующую полушутливую притчу. Один богатый еврейский торговец должен был срочно поехать в другой город, чтобы успеть закрыть одну очень прибыльную сделку. Дело было морозной русской зимой лет двести тому назад. Торговец нанял извозчика (тоже еврея), предупредив, что им необходимо поторопиться и доехать в нужный город не позднее чем через три дня. Извозчик прикинул: расстояние не большое, при хорошей погоде можно добраться дня за полтора, а зимой, учитывая даже самые сильные метели

– не больше чем за два дня. А заработок торговец предлагал изрядный. И к обоюдной радости они договорились.

Вначале, несмотря на снег и встречный ветер, они ехали быстро. Так что уже к концу первого дня до города было рукой подать. Остановившись в придорожном еврейском трактире, извозчик решил расслабиться – за счет обещанного заработка изрядно пил, кутил и угощал всех остальных целые сутки, а на беспокойные взгляды торговца уверенно махал рукой: мол, ничего, успеем!

Но они-таки не успели. В своем весьма нетрезвом состоянии извозчик сбился с дороги, а налетевшая вьюга совсем испортила дело. Когда дней через пять они, наконец, добрались до места назначения, ни о какой прибыльной сделке уже не могло быть и речи.

Раздраженный торговец требовал у извозчика компенсации, на что извозчик, ссылаясь на тяжелые погодные условия, требовал в ответ плату не за три, а за все пять дней дороги.

Оба еврея обратились в раввинский суд (тогда еще пользующийся непрекословным авторитетом), решившим дело на основании законов Торы отнюдь не в пользу извозчика. Тот нехотя смирился с решением, но про себя еще долго ворчал: «Конечно, дарование Торы происходило-то летом в пустыне! Происходи оно зимой в России ее законы явно были бы на моей стороне!»

Несмотря на объективные трудности любой эпохи (всевозможные «вьюги» и «метели») у каждого еврея есть возможность идти путями Торы. И совсем не допустимо ссылаться на мнимую неактуальность Торы, когда основным препятствием к соблюдению заповедей является наше собственное поведение.

Жемчужины еврейского комментария

«И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом» (Ваикра 10:1-2)

Вот как комментирует этот эпизод Барух Алеви Эпштейн в своем комментарии «Тора Тмима»: евреям было отлично известно, что главная цель Храма в целом и жертвоприношений в частности – искуплять грехи еврейского народа. Поэтому едва началась служба в Храме, евреи могли бы относиться к заповедям более поверхностно, не боясь нарушать всевозможные запреты - ведь искупление-то рядом!

Но Б-г наглядно показал: ни сам Храм, ни богатейшие жертвоприношения не защищают тех, кто сознательно преступает законы Всевышнего. И только если человек согрешил ненароком, по забывчивости или по незнанию, его жертвоприношения и само существование Храма помогают ему искупить этот неумышленный грех.

И хотя Надав и Авиу, в принципе, были праведниками, преднамеренно ослушавшись Творца, они были тотчас же наказаны и даже их нахождение внутри самого Храма не спасло их от заслуженной кары!

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.