Песах. Евреи празднуют свободу. Праздник, когда в сердце каждого из нас пробуждается безграничная благодарность Творцу, за то, что Он вывел нас «из рабства на свободу, из порабощения на спасение, из горя в радость, из траура в праздник, из тьмы к великому свету!»

Так как же все-таки мы празднуем свободу? За шикарно накрытым столом, ломящимся от яств, с пышными пирогами и текущим рекою шампанским? Причем каждый веселится как душе его угодно?

Скорее совсем наоборот. Вместо того чтобы по советской привычке хорошенько расслабиться, выпить и закусить, мы читаем рассказ о порабощении нашего народа в Египте и о чудесном нашем избавлении, едим скудный «хлеб бедности» - мацу - и горькие овощи.

К тому же все строго регламентировано: когда что говорить, сколько мацы надо как минимум съесть и сколько вина (или виноградного сока) нужно как минимум выпить, когда поднимать бокал, а когда его опускать, как разложить основные компоненты Седера и даже в котором часу необходимо поспешно закончить трапезу. И это – праздник свободы?!

Дело не только в том, что для того чтобы стать по-настоящему свободным человеком, необходимо лично почувствовать вкус рабства. Как сказано в Агаде: «в каждом поколении человек обязан видеть себя, как будто он (сам) вышел из Египта».

Мы привыкли считать свободой полную «раскрепощенность»: что хочу то и делаю, когда и сколько хочу, и, вообще, никто мне не указ! На самом же деле такая «свобода» не только веет душком беспредела и вседозволенности, но и постепенно превращает человека в полного раба своих эгоистичных привычек, идущего на поводу своих страстей. А раб, как известно, антипод свободного человека. Более того, такой «свободный человек» чувствует себя глубоко несчастным, когда тот или иной внешний фактор мешает удовлетворению всех его желаний, а почему-то эти внешние факторы встречаются на каждом шагу.

На иврите «седер» означает «порядок», полная противоположность беспредельной вседозволенности. Мы не просто «делаем, что хотим». Мы хотим делать то, что мы делаем. Потому что, мы твердно знаем, что именно нужно делать, чтобы стать по-настоящему свободными и достичь настоящего счастья.

Самым ярким символом Песаха по праву считается маца. Простые лепешки из пресного теста, теста, состоящего только из муки и воды без каких-либо добавок. Такое тесто не зависит от того, как поднимутся дрожжи. Также как не зависит оно от какой-либо сдобы, яиц, сахара, вина и других ингредиентов. Маца - независима от каких бы то ни было посторонних «внешних факторов». Поэтому именно она стала вековым символом праздника истинной свободы!

Итак, мы едим «скудный хлеб бедности» и горькую зелень. Время нашей пасхальной трапезы достаточно ограничено. Но все это никак не омрачает нашей радости, и мы от чистого сердца воздаем хвалу Всевышнему. Ведь наша радость не зависит от внешних признаков и критериев. А потому мы по-настоящему свободны. Свободны и счастливы!

Счастливого вам праздника!!!

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)

Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в Храме.

Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации пропитаны духом христианских стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением. Возьмем для примера понятие «жертвы». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля - «жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно… отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь, пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого, что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов». Обратите внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий».

На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное «каров» (близкий). Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя», не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га. Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок - ощущение связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил, источник жизненной энергии и Его постоянную поддержку в любой ситуации.

Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших вопроса. Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике - разве это не потеря? А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением и поддержкой Творца? Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике – очередной христианский стереотип. И хотя одна разновидность жертвы действительно полностью сжигалась (но как раз в этом случае достаточно было принести в жертву даже обыкновенного голубя), в основном жертвоприношение «по-еврейски» подразумевает (опять-таки в зависимости от разновидности жервты) поедание мяса жертвенного животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными, как правило, других источников заработка, в торжественной обстановке в Иерусалиме. А подобные расходы мало чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними!

Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного притяжения сущесвовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации.

Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции, безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем. И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции, открытые нам самим Творцом.

Женский уголок

Итак, продолжаем составлять питательное и разнообразное меню на неделю Песах, позволяющее соблюдать все диетарные законы этого строгого праздника, не нарушая при этом заповедь «и радуйся в свой праздник». Как известно, иудаизм отнюдь не требует от нас полного отрешения от материальных благ, а, скорее наоборот, поощрает получение максимальных удовольствий во всех сферах нашей жизни (естественно, включая питание), но в рамках дозволенного законом. И поверьте, все эти законы на самом деле, служат лишь на благо самому человеку.

Стандартным заменителем крупяных каш на завтрак, как правило, являются сытные яичные блюда. Однако совсем не обязательно повторять эпизод из фильма «Одиноким предостовляется общежитие» («на завтрак – яичница, в обед – яичница, на ужин – омлет»). Ведь можно, к примеру, испробовать хотя бы следующий рецепт «пестрой яичной запеканки».

А вместо мучных блинов и оладей мы предлагаем вам изысканные блинчики из картофельной муки. Кстати, нарезав их на тоненькие полоски, в ваших руках - чудесная пасхальная вермишель! А дальше – фантазируйте сами!

Пестрая яичная запеканка

В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне.

Картофельные блинчики

Приготовьте тесто из трех столовых ложек картофельной муки, двух взбитых яиц, двух стаканов воды и пол чайной ложки соли. Выкладывайте тонким слоем на хорошо смазанную маслом небольшую сковородку и прожарьте с обеих сторон. Готовые блинчики идеально сочетаются с любой начинкой – мясной, молочной (творожной, сметаной, брынзой), рыбной и даже фруктовой.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

*

-Что это у вас маца такая твердая - просто откусить нельзя?

– Всегда Вы недовольны. Да если бы эту мацу дали евреям в Египте - они были бы от нее в восторге...

- Конечно, тогда она была еще свежая.

* Не могу понять, почему если на футболке написано "Париж" или "Нью-Йорк", то все думают - турист. А если написано "Иерусалим", все думают - еврей?