За два последних года интернет научился выбирать собственных поп-звезд: Петр Налич, Сюзанна Бойл, Эдуард Хиль... Главное, что объединяет интернет-мемов — исполнителей, приобретших популярность благодаря Сети, — их явная странность, несерьезность и даже ненормальность. Прикол, ржачка — именно то, что нужно офисному планктону, чтобы расслабиться на работе.
Борис Барабанов
Столичный клуб "16 тонн" объявил о том, что 24 апреля здесь состоится концерт Эдуарда Хиля. Год назад такой анонс был бы воспринят местной музыкальной общественностью как ответ другому популярному заведению — "Икре", которая время от времени устраивала концерты Михаила Боярского. И в том, и в другом случае речь идет о непрофильных мероприятиях. Площадки, соревнующиеся в актуальности и модности, изредка разбавляют передовой репертуар приятным ретро, имея гарантированную поддержку весельчаков из интернета. В случае с Михаилом Боярским детские воспоминания нынешних 20-30-летних вошли в резонанс с гомерическим хохотом на Udaff.com и прочих ресурсах, отвлекающих офисный планктон от работы. Год назад господин Хиль был бы довольно хилым ответом. Теперь речь идет о концерте, без шуток, самого востребованного певца в мире.
Чтобы получить приблизительное впечатление о масштабах популярности 75-летнего исполнителя, достаточно зайти на сайт Ipetitions.com. Там собрана инициативная группа, которая требует организовать мировое турне исполнителя вокализа "Я так рад, ведь я наконец возвращаюсь домой" Мистера Трололо, то есть Эдуарда Хиля. На данный момент за гастроли проголосовали около 3 тысяч человек по всему миру. В группе "В контакте", посвященной интернет-феномену, числится 31,5 тысячи участников. В Facebook у Трололо почти 40 тысяч поклонников. Но больше, конечно, впечатляют цифры на YouTube. Основным источником сетевой заразы считают аккаунт пользователя RealPapaPit. Здесь телесъемка почти 35-летней давности была размещена 26 ноября 2009 года. Число ее просмотров составляет примерно 3,5 млн. Это, так сказать, "классический Трололо". Плюс огромное количество разнообразных видеообработок и, конечно, кавер-версия австрийского актера Кристофера Вальца, который вскоре после получения "Оскара" за роль фильме Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки" предстал в образе Мистера Трололо в комическом шоу Джимми Киммеля.
Сайт "16 тонн" сообщает, что толчком для мирового помешательства на Мистере Трололо стала радиостанция "Серебряный дождь", на волне которой забытую песню прокрутили в октябре прошлого года. Трек записал с эфира некий заокеанский слушатель, который, проникшись, выложил в свой блог видеозапись песни. Феномен Мистера Трололо пошагово описан в энциклопедии сетевых субкультур Lurkmore.ru. Там говорят, что ролик с песней Эдуарда Хиля чуть ли не полгода скитался по блогам, прежде чем стать хитом на аккаунтах пользователей YouTube с волшебными именами qqzya и RealPapaPit. Подробное описание триумфального шествия Мистера Трололо на Lurkmore.ru составлено на жаргоне отпетых веб-юзеров и требует отдельного перевода. И нет сомнений, что расшифровкой этого мудреного текста занят сейчас не один российский продюсер. Потому что всем же хочется сделать в шоу-бизнесе бомбу, используя только лишь социальные сети, то есть не вкладывая ни копейки.
О том, что имя артисту можно сделать за счет социальных сетей, отечественное музыкальное сообщество задумалось в 2007 году, когда на головы бедных интернет-юзеров свалился Петр Налич с рукодельным роликом на остроумную псевдобалканскую композицию Gitar (3 млн просмотров). Потом был явно не совсем вменяемый юный композитор Николай Воронов со снятым в спортзале школы видео "Белая стрекоза любви" (700 тысяч) и пермский персонаж Сява с матерным клипом "Бодрячком" (2,5 млн). Из-за кордона принесло Сюзанну Бойл — 48-летнюю шотландскую домохозяйку, участницу конкурса Britains Got Talent. Конкурс она не выиграла, но зато ее выступление набрало 39 млн просмотров в YouTube, следствием чего стал контракт с Sony Music и "платина" дебютного альбома за три месяца до релиза. Но наших музыкальных боссов интересуют прежде всего, конечно, механизмы функционирования интернет-мемов в родной постсоветской среде.
Борис Барабанов
Самая благодатная среда для вирусного распространения подобных роликов — офисная. Смешная картинка или ролик с фриками для клерков — способ отвлечься от рутины. Клерки могут позволить себе передышку буквально на считаные минуты или секунды. И чаще всего они расходуются на то, чтобы посмотреть порно или просто поржать.
Здесь самое время вспомнить еще одного интернет-персонажа — юного певца Юру Демидовича, представлявшего на прошлогоднем детском "Евровидении" Белоруссию. Ролик с его песней "Волшебный кролик" собрал в YouTube более 600 тысяч просмотров. Интернет-хохмачи вовсю оттоптались на якобы сатанинском подтексте номера, а также обращали внимание на мимику юного артиста, имея в виду действие пресловутых "веществ". Между тем парень, безусловно, не лишен таланта, и польза ему от этой популярности с оттенком высокомерной издевки сомнительная.
Успех Петра Налича и песни"Gitar", вероятно, также во многом основан на чувстве превосходства над персонажем, который как бы всерьез поет по-английски ("ха-ха, мы-то знаем, как правильно!") и искренне гордится своей "копейкой". Однако в номере господина Налича из всех клипов-вирусов было больше всего слоев. В ролике было что-то, ради чего хотелось возвращаться к нему снова и снова. Песне была уготована долгая жизнь, а сам исполнитель работал дальше. Итог — попадание в финал "Евровидения" совсем с другой песней, то есть окончательный успех уже на консервативном, не виртуальном поле.
Нет сомнений в том, что продюсерам по силам смоделировать героя, исходя из наблюдений, подобных нашим. Однако формулу генерирования интернет-мема пока так никто и не вывел. Не существует какого-либо волшебного блога, попадание в который сулит немедленную славу и деньги.
Недостаточно проплатить PR в ЖЖ-блогах с тысячами друзей, чтобы запустить вирусную рекламу артиста. Анализ распространения мемов показывает, что универсальной точки в их истории нет. Каждый раз нужно было, чтобы сошлись звезды, чтобы несколько авторитетных ресурсов одновременно, но независимо друг от друга опознали в персонаже героя. Тогда дело пойдет. Роль "накруток" и больших денег в классическом уже теперь случае Налича — до сих пор предмет споров. Многим трудно поверить, что просто так вышло. И здесь важно знать, что между размещением клипа на YouTube и началом бурного роста числа просмотров прошло полгода. Если это изначально был продюсерский расчет, почему так долго тянули? В то же время самый близкий к понятию "продюсерский проект" рэпер Сява "выстрелил" сразу. Офисные животные не прочь посмеяться над убогим гопником в трениках. Сява сорвал банк, но на долгоиграющую историю не похож. Сегодня создатель образа Сявы Вячеслав Хахалкин всерьез увлекся театром. Из всех отечественных интернет-героев настоящий большой успех выпал пока только на долю Петра Налича. Может быть, потому что из них из всех он написал самые талантливые песни. А может быть, потому что умеет не только смешить.
Если три года назад интернет-мемы не вызывали у специалистов ничего, кроме улыбки, то сегодня продюсеры бьются над разгадкой их популярности.
Главный парадокс заключается в том, что искусственно породить популярного интернет-фрика невозможно: Сеть, в отличие от эстрадного "пипла", очень хорошо отличает подделку от оригинала.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Стиль жизни
- →
- Шоу-бизнес
- →
- Не выходя из ролика
Шоу-бизнес
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат