"Наиболее распространенное представление о Боге в ныне существующей церковной практике: Бог видится грозным, немилосердным, жестоко карающим Вседержителем. Видимо, сказываются наши культурные особенности: жесткое, контролирующее отношение к детям, неумение их любить, что впоследствии у взрослого верующего человека формирует такое представлении о Боге. За любой проступок человек ожидает наказания от Бога и получает его в виде болезней, несчастий и общего жизненного неблагополучия. Человек сам программирует себя на это, исходя из своего представления о Боге и своего «плохого» поведения. Но если отказаться от модели карающего Бога и представлять Его любящим и милосердным, то это существенно меняет жизнь человека, Бог "начинает" помогать".

Священник Игорь Поляков

ЗАЧЕМ ВЕРУЮЩЕМУ ПСИХОЛОГ?

Когда наступает кризис? Когда тяжело больны дети, умирают близкие, уходит муж, спивается сын, охлаждается сердце, отступает вера. Когда действительность расшатывает душевный покой. Когда идти невозможно: счастье, когда можешь просто устоять и не упасть. В такие периоды длиною в минуты, дни, недели и годы наиболее остро хочется помощи, и всякий верующий знает, где ее искать – у Бога. Держаться за Христа и не упасть – это так естественно и понятно, но порой так сложно…Кто-то в такие минуты впервые идет в Церковь, кто-то возвращается туда вновь. А дальше каждый получает исцеление по мере своей веры и духовной готовности. А что если не так? Разве не знаем мы мгновений, когда молитва, пост и покаяние не вполне даются нам, когда вместо слез раскаяния мы проливаем слезы жалости к себе? Или напротив: «загоревшись» верой, забываем о близких, о работе, о долге? Подменяем истинную религиозность религиозной зависимостью и, как результат, усугубляем собственные проблемы, а не излечиваемся от них. Вот тогда и может посетить нас мысль о необходимости обращения к православному психологу за помощью. Но с этой мыслью приходят и сомнения, суть которых сводится к вопросу: а совместима ли духовная жизнь с психологией? Развеять мой почти суеверный страх перед обращением за психологической помощью мне помог православный психолог – священник Игорь Поляков.

ЛЕЧАЩИЙ ПАСТЫРЬ

Отец Игорь первое образование получил в Ленинградском институте авиационного приборостроения, после окончания которого занимался вопросами подготовки летного состава. Работая в сфере инженерной психологии, он увидел, что нет в учении тогдашних официальных психологов о душе того, что позволило бы постичь глубину человеческой личности. Так он заинтересовался Православием. В Ленинградскую Духовную семинарию он поступил в 1989 году и был вскоре рукоположен в сан священника. Затем окончил Духовную академию и получил дополнительное профессиональное образование в Институте психологического консультирования.

Сегодня отец Игорь служит в часовне святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы при хосписе № 1 в Лахте и проводит психологические консультации в ассоциации «Антира», в Институте клинической медицины и социальной работы имени М. П. Кончаловского (Санкт-Петербург). В ассоциации практикуется лечение не отдельных болезней, а организма в целом. Такой подход к лечению носит название холистической медицины. И, конечно, при попытках целостного и комплексного лечения человека невозможно не думать о его душевном и духовном здоровье. Именно поэтому большое значение придается психологическому консультированию пациента, которое проводит православный священник.

Отец Игорь успешно совмещает пастырский труд с деятельностью психолога. «Если человек находит подлинный выход из страдания в Церкви, то помощь психолога ему не нужна, это очевидно, – говорит он. – Но, к сожалению, мой пастырский опыт говорит мне о том, что Церковь не всегда выводит человека из кризисной ситуации. Многие погружаются в религиозную жизнь как в другой мир, который позволяет им забыть свою проблему, а не решить ее. К тому же зачастую человек просто не видит причину своих страданий. Задача психолога – помочь выявить эту причину. Да, мы должны лечиться молитвой к Господу, но для этого нужно знать, в чем состоят наши истинные нужды. Например, человек страдает от нищеты, но ему не приходит в голову помолиться об избавлении от лени, которая (предположим!) и является в данном случае причиной безденежья».

Рассказывает иерей Игорь Поляков: «Женщина 48 лет обратилась ко мне с жалобой на «кризис веры». Свое состояние она характеризовала словами: «в церкви скучно», «молиться не получается», «одолевают сомнения». Психологическая консультация позволила выявить причину происходящего. Этой причиной явились деструктивные отношения в семье, где женщина испытывала постоянное психологическое насилие со стороны близких и, как результат, искала подобного «подавления» и в Церкви. После цикла консультаций она осознала первопричину происходящего, сумела изменить свой жизненный сценарий и научилась получать радость от религиозной жизни».

"Нет смысла противопоставлять медицину и религию. Можно выполнять Божию волю, выписывая таблетки, так же как уклоняться от нее, молясь… Религиозное значение психотерапии в том, что она представляет собой путь от жизненной ереси - невроза к жизни - Православию".

Игорь Карузо, «Экзистенциальная психология» (1964)

ТАНДЕМ

Вот тут, подумала я, и возникает видимое противоречие: не берет ли на себя православный психолог ту роль в жизни верующего, которую на самом деле должен выполнять священник? Ведь, повторюсь, такие люди, как отец Игорь, то есть пастыри и психологи в одном лице, – это скорее исключение, чем норма. Однако, по словам отца Игоря, какой-либо «конкуренции» между священником и психологом в реальности быть не может.

Ведь психолог не является совершителем Таинств, а современный священник, как правило, не имеет ни времени, ни специального образования для помощи прихожанам в сложных кризисных ситуациях. Поэтому идеальным вариантом, по его мнению, является работа священника и психолога в «тандеме». Для того чтобы священник смог помочь человеку в Церкви, с человеком прежде должен поработать психолог. Необходимо выработать у духовноболящего правильную, «здоровую» религиозность.

«Ведь каждый из нас имеет свои психологические особенности, с которыми он и приходит к вере. И если человек изначально был невротиком, то и религиозность его становится невротичной, а от этого страдает и он, и его близкие», – рассказывает отец Игорь. «Конечно, идеально было бы обучать священников психологическим методам работы с паствой, но пока говорить об этом рано. Все, что остается, – это призывать верующих учиться брать на себя ответственность за свою жизнь и помнить, что и батюшка, и психолог, и Церковь – только помощники на пути спасения. Нужно отказаться от предрассудка, что страдание – это норма. Ведь Господь нам принес не страдания, а избавление от них. Мучаясь душевным недугом, мы должны отыскать его первопричину и попытаться устранить ее», – советует отец Игорь.

"Психолог, учитель, медик помогают человеку жить, понять себя, помогают в душевных проблемах. Священник служит исцелению душ и спасению их. У священника запредельные цели, и это не его цели, но смысл церковного бытия. Эти цели перед священником ставит Сам Господь, ставит Церковь. Если попытаться еще более лаконично, но и грубее оценить различия целей служения, то можно сказать, что священник служит спасению и исцелению души, а психолог помогает «строительству» личности человека. Иерей Андрей Лоргус, «Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ» (2005)

Рассказывает иерей Игорь Поляков: «Женщина 55 лет на протяжении долгого времени страдала хроническим бронхитом. Во время консультации с психологом у пациентки была выявлена психологическая травма, которую женщина получила в 15 лет при разводе родителей. В течение нескольких психологических сессий пациентка училась прощать отца, потому что за 40 лет женщине так и не удалось преодолеть свою обиду на него. Справившись, наконец, с затаенной обидой, женщина одновременно с этим практически избавилась от симптомов бронхита. Такой эффект – соматизирование психической проблемы – не редкость. В подобных случаях, когда душевный недуг выражается через телесный, работа с грамотным психологом позволяет оздоровиться и душой, и телом».

В ОТВЕТЕ ЗА СВОЙ ВЫБОР

И все-таки страшно. Ведь главная особенность психологии в ее клиентоцентрированности», то есть в том, что слишком много внимания она уделяет нашим страданиям и «комплексам», слишком «жалеет» нас в наших ошибках. Одно это способно оттолкнуть православного человека, который стремится строить свою жизнь вокруг Христа и привык бороться со своей «самостью» и ненавидеть грех. Но и здесь противоречие лишь видимое. «Смысл страданий Христа – в спасении человека, – напомнил мне отец Игорь. – И нет ничего предосудительного в том, что для достижения победы над страстями и недугами могут применяться многообразные и проверенные психологические методы. Причем это не так ново, как кажется, ведь еще до революции предмет психологии преподавался в духовных учебных заведениях».

Так что же делать? Пришло время отказаться от страха перед психологией, вспомнив, что эта наука является ветвью медицины и своей целью ставит помощь в оздоровлении человеческой души? Или же лучше оставаться консерваторами и отказываться от «протянутой руки» православной психологии из страха постороннего вмешательства в тонкую материю собственной психики?

Думается, что на эти вопросы каждый может ответить лишь самостоятельно.

Но пусть отказ от психологической помощи не будет результатом духовной лени, когда человек, не желая работать над собой, прикрывается доводом «пусть Господь все уладит».

Марина Ланская, Журнал "Вода живая" (Санкт-Петербургский церковный вестник) № 12, 2008 г.