В наше время, когда с каждым днем обостряется криминальная обстановка, было бы нелишне вспомнить, какими средствами боролись с преступностью наши предки.

А делали они это в том числе и... с помощью магии. Вот некоторые из старинных ритуалов, которые помогали быстро выявить преступника.

Держи вора!

Узнать, кто совершил воровство или злодеяние, можно было с помощью решета. В середину решета снаружи вставляли острие ножниц, в кольца которых продевали свои большие пальцы два человека. Один из них произносил молитву: «Господи, освободи невинных и укажи виновных!» Затем громко перечисляли имена всех живущих в доме и подозреваемых в преступлении. Если называли имя виновного, решето само собой поворачивалось.

Были и другие способы. Например, если совершена кража, тот, у кого украли имущество, пек хлебные лепешки по числу подозреваемых им лиц, а потом давал их съесть этим людям. При этом, зажав в кулаке большой палец, человек шепотом трижды произносил на ухо каждому следующий заговор: «Если ты взял, спасайся во имя сатаны, если нет — уходи во имя Бога Отца, Сына и Святого Духа». У тайного вора выступала на губах пена, и он исчезал из виду, а появившись опять на том же месте, возвращал украденное.

Кроме того, использовали такое средство: брали псалтырь, клали между его листами ключ, при этом один держал книгу, подняв ее указательными пальцами, а другой читал псалом: «Бог богов, Господь глагола, и призвал землю от востока солнца до запада». Называли вслух имена всех подозреваемых. Считалось, что если назовут имя вора, то псалтырь начнет вертеться сам собой.

Но вернее всего от воров помогал заговор: «На море, на океане, на острове на Буяне стоит железный сундук, а в железном сундуке лежат ножи булатные, к такому-то и сякому-то вору, рубите его тело, колите его сердце, чтобы он, вор, воротил покражу, чтобы он не утаил ни синя пороха, а выдал бы все сполна. Будь ты, вор, проклят моим сильным заговором в землю преисподнюю, за горы Араратские, в смолу кипучую, в золу горячую, в тину болотную, в плотину мельничную, в дом бездонный, в кувшин банный, будь прибит в притолоке осиновым колом, иссушен суше травы, заморожен пуще льда, окривей, охромей, ошалей, одеревеней, обезручей, оголодай, отощай, валяйся в грязи, с людьми не свыкайся и не своей смертью умри».

Жертва укажет на убийцу

С помощью магических манипуляций можно было задержать и убийцу. Для этого брали немного теплой крови убитого и бросали в огонь. Кровь сгорит - убийца вернется, хоть с другого конца света. Если же преступление совершалось в месте, где рос дуб, на этом месте варили в котле кровь убитого, чтобы убийца сюда возвратился.

С давних времен бытовало поверье, что убийца всегда возвращается на место преступления. Кроме того, считалось, что его тянет посмотреть на жертву, с которой он после ее смерти оказывался как бы связан неразрывными мистическими узами. Потому суеверные люди и сегодня примечают, что происходит на кладбище, когда хоронят жертв нераскрытых преступлений. Надеются — а вдруг покойник сам укажет на убийцу: пошевельнется в гробу или откроет рот, если преступник подойдет близко.

Защита для «пожирателей душ»

Подобные ритуалы встречаются практически во всех мировых культурах. Так, в маленькой африканской стране Буркина-Фасо, в сельской местности, практикуется ритуал под названием «вынос тела». Он заключается в том, что труп человека, скончавшегося при подозрительных обстоятельствах, проносят по всей деревне. При этом мертвец должен подать некие «знаки», указывающие на дом того, кто способствовал его кончине. Дальнейшее целиком зависит от фантазии участников церемонии. Чаще всего «перст покойника» указывает на кого-то из престарелых жителей деревни (обычно это женщина). Несчастных тут же объявляют «пожирателями душ», то есть ведьмами и колдунами. Сначала их избивают, а затем изгоняют из деревни. Еще хорошо, что не убивают… Понятно, что пожилому человеку будет непросто отыскать себе новый кров, тем более что слухи о пойманном «колдуне» наверняка дойдут и до всех соседних деревень…

В связи с тем, что такие случаи становятся все более частыми и это уже обеспокоило зарубежных правозащитников, власти Буркина-Фасо объявили о том, что до 2016 г. в стране планируется ввести в действие программу защиты таких изгоев: им будут предоставляться кров, пища, а также финансовая поддержка для обустройства на новом месте. Больше правительство пока ничем не сможет им помочь: суеверия неистребимы и очень сложно будет заставить односельчан поверить в невиновность тех, кого они считают злыми колдунами…

Конечно, приведенные в этой статье рекомендации по проведению ритуалов выявления предполагаемых преступников — всего лишь часть народных верований. Ни в коем случае не следует их воспринимать как руководство к действию. Но узнать о них будет полезно. Просто так, на всякий случай...