Неверные представления зачастую складываются из комплекса причин. Пропагандистская шумиха, предвзятость по отношению к недругам, скудость источников, ограниченный кругозор, желание оправдаться и другое — все они помогают сотворению мифов и порождают многочисленные заблуждения. Распространено мнение, что инквизиция была царством произвола. И мало кто знает — современная процедура охраны свидетелей берет свое начало в практике инквизиции. Главное — не обвинить или оправдать. Главное — попытаться понять, что в реальности представлял собой трибунал инквизиции.

Ни в одном из архивных документов, начиная от архивов инквизиции, писем Галилео Галилея и заканчивая другими современными ему письменными источниками, великий ученый не произносил свой самый известный афоризм "А все-таки она вертится!…". Впервые это "крылатое выражение" появилось в печально известных своими неточностями "Литературных источниках" аббата Ирелли, который, похоже, сам его и придумал.

Протестантские теологи придали мрачный смысл словам "инквизиция" и "инквизитор", которые в европейских языках стали синонимами мучения, пытки и изощренных садистов. Примерно то же ранее проделали отцы католической церкви, закрепив за племенем вандалов репутацию разрушителей культурных ценностей. Давно исчезли с лица земли вандалы, прошло время инквизиции, а слова-ярлыки прилипли к нашему языку, мешая объективному восприятию исторических явлений.

Инквизиция происходит от латинского слова inquisitio, что означает "розыск" или "расследование". Первоначально это было временное учреждение, подобие комиссии, созываемой по конкретным поводам — чаще всего для борьбы с восстаниями еретиков. Однако ничего не бывает более постоянного, чем временное. С XIII столетия инквизиция превратилась в постоянный трибунал со значительными полномочиями. Инквизиция была основана в 1231 году буллой Excommunicamus ("Отлучаем"), которую папа Григорий IX выпустил против еретиков. Отменена последняя — испанская инквизиция — в 1834 году.

Истоки создания религиозной полиции мы находим еще в древней Палестине. Иудейский закон, следуя предписаниям Второзакония, назначал смертную казнь за ересь и богохульство. Ессеи в этом случае оказывались большими либералами. Они лишь изгоняли виновного из своей общины. Император Константин Великий и Феодосий Первый, одержимые идеей цезарепапизма, приравнивали ересь к такому преступлению, как измена. Первым в списке казненных еретиков значится испанский епископ Присциллиан. Его обезглавили в 386 году. Еретиков казнили на протяжении XI-XII столетий.

Изданная в 1992 году французская энциклопедия Les controverses du christianisme (русский перевод: Тристан Аннаньель, "Христианство: догмы и ереси") информирует о современном взгляде на этот вопрос: "Протестанты выступали против инквизиции, но в лоне католицизма она почти не вызывала протестов".

Историк Жан Севилья, которого цитирует писатель и переводчик Сергей Нечаев в своей биографии "Торквемады", сообщает, что "борьба с еретиками была официально делегирована тем, кто имел в этом опыт: нищенствующим орденам. Главным образом доминиканцам и францисканцам. После 1240 года инквизиция распространилась по всей Европе, исключая Англию". Однако костры с еретиками горели не только по всей католической Европе, то есть ассоциировать их исключительно с деятельностью инквизиции было бы несправедливо. (Например, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в ворожбе было сожжено 12 женщин, хотя никакой инквизиции в то время на Руси не было.)

Интересно, что исходя из статистических данных сожженных за колдовство и ворожбу (четыре пятых приговоренных — женщины), можно сказать, что Святая инквизиция представляла собой некий орган женоненавистничества. Правда следует заметить, что делами о колдовстве инквизиторы занимались крайне редко (в основном это делали светские, а не церковные суды) и большинство приговоров по этим делам со стороны инквизиторов были оправдательными. Так, например, на одном из процессов XIV века в Испании инквизиторы из 15 человек, подозреваемых в колдовстве, оправдали 13, а еще одному заменили смертную казнь длительным сроком заключения. Последнего приговоренного все-таки отправили на аутодафе, однако перед началом казни инквизиторы упросили местное начальство помиловать осужденного. В итоге ни один из колдунов не пострадал!

"Нет одной инквизиции, но есть три инквизиции: средневековая инквизиция, испанская инквизиция и римская инквизиция. С исторической точки зрения их смешение лишено смысла", — продолжает Жан Севиллья. Сергей Нечаев подхватывает и расширяет тему: "Юридически независимая, параллельная гражданскому правосудию средневековая инквизиция была церковным институтом, и ее служители зависели только от папы. При этом булла Excommunicamus не устанавливала четкой процедуры ее деятельности. Правила устанавливались эмпирически, разные на разных территориях".

Специалист по данному вопросу Жан Севиллья указывает, что прибывший для расследования в ту или иную местность инквизитор публиковал два указа. В соответствии с указом веры, каждый верующий обязан был доносить на еретиков и их сообщников. Второй — указ милости — давал еретику срок от 15 до 30 дней для отречения, после чего его прощали. После истечения срока упорствующего еретика передавали в руки трибунала инквизиции.

"Вот тут-то историческая реальность переворачивается с ног на голову и наполняется всевозможными клише, — замечает Жан Севиллья. — Картина инквизиции так негативна, что создается впечатление, что это было царство произвола. На самом деле все было с точностью до наоборот: инквизиция была правосудием методичным, формалистичным и полным бумажной волокиты, часто значительно более умеренным, чем гражданское правосудие".

Для защиты обвиняемый приглашал свидетелей и имел право на отвод состава суда и даже самого инквизитора. На первых допросах присутствовали уважаемые люди — говоря по-нынешнему, старейшины или аксакалы. Имена доносчиков держались в тайне (защита свидетелей), но в случае лжесвидетельствования лжеца ждало суровое наказание. У инквизиции не было права приговаривать к смертной казни, а только к различным видам епитимьи (к временному или пожизненному заключению, к штрафам, к изгнанию, к отлучению от Церкви и т. п.). Разрешение применять пытку было получено много позже, и, как отмечает Сергей Нечаев, "на пытки существовало множество ограничений (по некоторым данным, только два процента арестованных испанской инквизицией подвергалось пыткам и те не длились более 15 минут)".

Те, кто внимательно читал классический труд Генри Чарлза Ли "История инквизиции в Средние века", помнят его вывод: "Во фрагментах инквизиторских процессов, попавших к нам в руки, упоминания пыток встречаются редко". Для осуществления казни жертву передавали светским властям, которые практиковали костры. И еще очередной миф — жертву сжигали не живьем, а сначала удушали.

Кроме временных, имеются еще и географические отличия инквизиционных трибуналов. В Италии инквизиция почти незаметна. Крайне жестокие гонения на юге Франции и в Германии (XIII-XV века).

В Испании действия трибуналов инквизиции отличаются от Германии и Франции. В этих странах репрессиям подвергались в основном секты, тяготеющие к Реформации. Жан Севиллья добавляет: "Во Франции конец инквизиции был связан со становлением государства. В Испании все было наоборот".

В самой Испании преследуют так называемых conversos — евреев и мавров, перешедших в христианство. В Испании и Португалии термин "конверсо" означал не только крещеных евреев, но и их потомков. В подчиненных же испанской короне Нидерландах гонения коснулись главным образом протестантов. Тристан Аннаньель заканчивает статью об инквизиции такими словами: "Несмотря на суровость испанской инквизиции, сегодня среди историков преобладает мнение, что она не была ни самой свирепой, ни самой кровавой в Европе".

www.pravda.ru