Подчёркнутая талия в 50-х, короткие юбки и прозрачные ткани в 60-х и 70-х, широкие плечи в 80-х — тренды, которые соблюдали даже члены королевских семей. Проследить историю развития гардероба Её Величества королевы Елизаветы II, принцессы Маргарет и принцессы Дианы позволяет выставка Fashion rules, открытая для посетителей до лета 2015 года в Кенсингтонском дворце. 21 кутюрное платье выставлено в пяти залах дворца для того, чтобы продемонстрировать “правила“ королевского гардероба. А фильмы и архивные фотографии позволяют окунуться в атмосферу времени, когда носились эти потрясающие наряды.



Эти женщины постоянно находились под прицелом фотокамер, были главными вдохновителями и лицом не одного поколения. Их статус требовал не только тонкого, безукоризненного и безошибочного вкуса в одежде. Они отличались непревзойдённым самообладанием, смелостью и проницательным умом. Конечно, о безупречности их образов было кому позаботиться, но только собственный вкус позволял им влиять на поп-культуру, дизайнерские коллекции и массовые тренды. Именно поэтому их стиль разбирали и копировали, а поколение за поколением женщин мечтало не только о причёске, но даже и о жизни, как у них.

Королева Елизавета II не была заинтересована в высокой моде, но была очень заинтересована в своём гардеробе. Она никогда не была жертвой моды, но всегда принимала участие в разработке своих нарядов. Именно она в сотрудничестве с Норманом Хартнеллом популяризировала в послевоенной Британии new look Кристиана Диора: в шёлковых и атласных юбках с цветочными принтами и рубашках с рукавами три четверти Лилибет посещала мероприятия для монарших особ.



После того как 27-летняя Елизавета взошла на престол в 1953 году, она продолжила сотрудничество с Норманом Хартнеллом: молодая королева носила вечерние платья с длинными юбками и подчёркнутой талией для создания силуэта песочных часов, щедро декорированные бисером и кружевом. Образ завершали длинные белые перчатки.



По долгу службы королева совершала многочисленные поездки, поэтому она приняла за правило внедрять элемент культуры принимающей страны в оформление своего наряда: часто цвет флага находил отражение на её вечерних платьях. Так, отправляясь в 1959 году с официальным визитом в Канаду, Елизавета сшила себе платье, украшенное цветочками наподобие тех, что произрастают в этих краях. Будучи в 1961 году в Пакистане, на торжественный банкет королева надела наряд в национальных цветах этой страны. При этом королевская эмблема, выполненная в бледных тонах, украшала её платья: королевский гардероб был идеальной рекламой не только британских дизайнеров, но и британской культуры. Именно в этот период сформировался уникальный стиль королевы: цветной монохром, удлинённые пиджаки, шляпки в тон и туфли на низком каблуке с тупым мысом.



В первые годы правления Елизавета II начала сотрудничество с дизайнером Харди Эмисом. В 1950 году дизайнер стал официальным портным королевского двора. Эмис создал для королевы неповторимые пальто и платья и “всегда видел в Лиз ту самую красивую молодую женщину, которую он начал одевать в 1952 году“. А его фирменный стиль до сих пор прослеживается в нарядах Елизаветы – сложный крой, изысканность и аристократичная элегантность.



Особого внимания заслуживает гардероб принцессы Маргарет. Её часто называли мятежной принцессой. Она не только была завсегдатаем лондонских вечеринок, но и устраивала праздники у себя дома, в Кенсингтонском дворце. У принцессы Маргарет было больше свободы, чем, например, у Елизаветы II, поэтому её стиль, как и образ жизни, был более смелым и гламурным.



В 1960-х годах британская мода и поп-музыка взяли мир штурмом. А мода рождалась на улицах и в клубах, а не в дизайнерских домах. И принцесса Маргарет была в авангарде моды в это время и нарушала и разрушала все сложившиеся правила. Она повторяла в своих нарядах элементы стиля “ливерпульской четвёрки“ и носила короткие платья ярких цветов в стиле Мэри Куант. Но при этом она была верна Марку Бохану, который вдохновлялся прямыми силуэтами 1920-х годов и отошёл от столь популярного в 1950-х силуэта песочных часов. При этом Бохан не пытался эпатировать и провоцировать публику своими работами, а все силы направлял на удовлетворение потребностей своих клиентов.



В 1970-х годах принцесса Маргарет проводила много времени в своей резиденции на острове Мюстик, где на одну из вечеринок она надела самый экзотический наряд – с тюрбаном.



Наряды принцессы Маргарет постоянно обсуждались в прессе, а одно из платьев произвело сенсацию: фотография Маргарет в по-голливудски гламурном платье с голыми плечами, глубоким вырезом и с сигаретой в руках облетела газеты всего мира.



О воздействии на публику нарядов принцессы Дианы пели Depeche Mode. На каждый её наряд был направлен “прожектор“ со стороны СМИ. Но леди Ди филигранно сочетала требования королевского двора и собственный неповторимый стиль. При этом принцесса позволяла себя нарушать правила. Как известно, дамы из королевской семьи предпочитают носить одежду светлых оттенков, так как такие цвета лучше различимы на фоне толпы. Чёрное королевский протокол обязывает носить в качестве траура, в знак скорби. Но чёрный был любимым цветом Дианы, а чёрное платье с обнаженными плечами, в котором принцесса танцевала с Траволтой после банкета у Рейганов в Белом доме, стало не менее прославленным, чем его обладательница.



На выставке можно увидеть вечерний туалет алого цвета от дизайнера Брюса Олдфилда. Именно это платье Диана надевала во время визита в Саудовскую Аравию.



Также здесь выставлено тёмно-синее бархатное “танцевальное платье“ работы дизайнера Жака Азагури, которое в 1997 году журнал People купил на аукционе Christie’s.



Организаторы выставки создали специальное приложение, позволяющее посетителям попробовать себя в роли дизайнеров нарядов.

Внешний вид этих трёх женщин восхищал, изумлял и вдохновлял. Они были эталонами элегантности и утонченности. Можно быть почитателем их уникальных образов, но не стоит забывать об их невероятной любви к жизни и твёрдости духа. Ведь они были не только королевами стиля, но и “королевами человеческих сердец“.