Если вопрос «Что надеть?» всё ещё иногда возникает, то пора проверить шкаф на присутствие в нём базового гардероба. То есть вещей на все случаи жизни. Одна из таких вещей, наряду с маленьким чёрным платьем, лодочками и тренчем – белая рубашка. Несмотря на кажущуюся простоту, это сложный и интересный предмет гардероба. Ведь рубашка пришла из мужского мира и до сих пор представляет собой идеальное сочетание мужественности и женственности, сложности и простоты.

Рубашка появилась ещё в древнеримскую эпоху, и долгие века носилась исключительно под одеждой как часть нижнего белья. Только в XVII веке она вошла в повседневный мужской костюм, но частью женского гардероба стала в середине XIX века.

Первой была красная рубашка, известная как «гарибальдийка», которую начали носить передовые женщины в подражании последователям Гарибальди. Уже через несколько лет похожие женские рубашки стали шить из белой ткани и обильно украшать вышивкой и кружевами.



С начала 20 века и по нынешний день белая рубашка никогда не выходила из моды, менялся лишь силуэт, ткань и контекст. В конце 1920-х годов Коко Шанель произвела настоящую революцию в моде, одев женщин в брюки, кардиганы и простые белые рубашки. Широким массам идеи Шанель транслировали кинозвёзды. Марлен Дитрих надела белую рубашку в комплекте с мужским костюмом и создала андрогинный, неоднозначно сексуальный образ.

На протяжении 1930-40-х годов свободная белая рубашка пользовалась неизменной популярностью. На экране её носили героини звёзд классического Голливуда: Кэтрин Хепбёрн в «Празднике», Лорен Бэколл в «Ки-Ларго».



В 1950-е годы крой рубашки изменился в соответствии с идеалом женственности «new look», вернулась семантика чистоты. Культовым стал образ Одри Хепбёрн: в белой рубашке с коротким рукавом и поднятым воротом она каталась на мотороллере в «Римских каникулах». Именно в 1950-х утвердились многие классические сочетания, например, приталенная женская рубашка и юбка-карандаш.



В 1960-1970-х годах белая рубашка возродила свое андрогинное значение на фоне бури феминистического движения. Знаком времени был образ Патти Смит на обложке её дебютного альбома «Horses» в небрежной белой рубашке мужского кроя.



В этническом стиле 1970-х белые рубашки были свободные, длинные, с широкими рукавами и присборенными манжетами. Вариации подобного типа часто встречались на показах Сони Рикель, Ги Лароша и Ив Сен-Лорана.



В 1980-е культовыми были белые рубашки от Gianfranco Ferre с крупными воротниками и манжетами. Тогда же белые рубашки прочно вошли в офисный дресс-код, а вместе с ним и в стиль «яппи». Типичным было сочетание белой рубашки и юбочного костюма-двойки.



В минимализм 1990-х белая рубашка вписалась идеально. Её показывали все от деконструктивистов Мартина Марджелы и Джуниа Ватанабе до американских прагматиков Кельвина Кляйна и Донны Каран.

В тренде была естественная сексуальность, которую подчеркивала предельно простая одежда. Таков образ героини Джулии Робертс в «Красотке» в рубашке «oversize», или Умы Турман в «Криминальном чтиве» в классической белой рубашке с чёрными брюками-дудочками.



В разнообразных 2000-х белая рубашка стала воистину чистым полотном для дизайнеров. Каждый видоизменял её в соответствии со своим вкусом: когда Стелла Маккартни показывала рубашки в этно-стиле, Жиль Сандер продолжала линию структурного минимализма.

Вопрос «С чем носить белую рубашку?» имеет простой ответ: «С чем угодно». Белая рубашка – это чистый лист, на основе которого можно создать любой образ. Она уместна всегда и везде: от повседневного комплекта с джинсами до торжественного выхода в свет.



В коллекциях весна-лето 2014 года белая рубашка выступает в привычных сочетаниях с чёрными или бежевыми брюками (Issey Miyake, Guy Laroche и Michael Kors), длинной юбкой c широким ремнем в сафари-стиле (Hermes).



Наряду с классическими вариантами, многие марки (Сacharel, Ports 1961, Viktor&Rolf) предлагают комбинировать белую рубашку с белыми же брюками или юбками для создания актуального «total white look».