Сборник “Русские дети” вышел совсем недавно - я его сразу заприметила, потому что некоторых авторов, написавших для него рассказы, я уже читала и высоко оценила (Анна Старобинец, Александр Снегирев, Михаил Елизаров), а с некоторыми как раз хотела познакомиться (Сергей Шаргунов, Алексей Слаповский, Максим Кантор, Вадим Левенталь). И я совершенно не разочаровалась в ожиданиях. Сборник напоминает бусы: тема-нитка у них одна, а вот бусины-рассказы очень разные. Есть яркие и западающие в душу истории, есть что-то смутное и не запомнившееся мне, но в целом - я не помню ни одного столь хорошего и мощного сборника рассказов современных российских писателей. Впрочем, читать именно этот пласт литературы я начала совсем недавно, поэтому могла что-то упустить.

В аннотации делается особый упор на то, что это не детская книга, а книга о детях. Верное замечание: в сборнике встречаются действительно жуткие рассказы - жуткие своей повседневностью и обыденностью.

— Да я не поэтому… не из-за вас, а вообще… Люди такие… Я как первый раз Москву и людей увидела, когда вот так делами занялась… Это ведь не жизнь, я не могу представить, что они могут как-то по-другому… биороботы такие… И Варя… — Оля посмотрела на тётю Иру, та с тревогой следила на ней. — У Вари такие глаза…

— Какие у неё глаза? — сухо спросила тётя Ира.

— Недетские. Мне страшно от её глаз. Она ни разу не смеялась за эти три дня, даже не улыбалась… А сегодня — кадеты в школе как взрослые, а им лет десять… Я… — И она заплакала уже со всхлипами и скорее ладонями прикрыла лицо. — Не могу я здесь… так…

— Господи! — простонала тётя Ира. — Оля, ну что это такое? [...] И про Варю ты зря. Она и смеётся, и улыбается, только как ей сейчас смеяться, когда бабушка в больнице… Нормальный она ребёнок, и правильно, что так загружена, — именно сейчас всё закладывается. Сейчас ребёнок на своё будущее живёт. И работает. Да, работает! Теперь уже и в десять лет многим поздно начинать заниматься. Только с рождения… Роман Сенчин “На будущее”

Книга, однако, хороша тем, что она не депрессивная. Посмотрев на список авторов, я была готова к худшему. Тенденция российских писателей строить интригу на негативе идет с давних времен - в принципе, меня это вполне устраивает, но не тогда, когда я могу получить примерно 40 разных сюжетов и 40 ударов по нервам. Я рада, что современная отечественная литература состоит из настолько разноплановых прозаиков. Вот, для примера, цитата из Андрея Рубанова:

Меня принудили освоить азы слинго-техники и правила слинго-безопасности. Однажды я впервые самостоятельно приторочил к себе шестикилограммовое существо. О том, чтобы выйти на улицу, не могло быть и речи. Младенец сучил конечностями и приладился сосать отцовскую ключицу. Затем уснул. [...] Я совершил несколько пробных рейсов, из кухни на балкон и обратно — и это было откровение. Х век, иззубренные мечи, человеческие жертвоприношения — ерунда; во мгновение ока я продвинулся ещё дальше, в мутные, бесконечно древние эпохи, когда люди едва умели стоять на задних лапах. Вокруг меня завыл и заворочался враждебный, заросший чёрным лесом внешний мир. Зарычали саблезубые тигры. Протрубили мамонты. Дочь крепко схватила меня за волосы на груди и уткнулась мокрым, тёплым лицом, я чувствовал её лоб, губы, дёсны, твёрдые младенческие ноздри, жаркие дуновения её выдохов и биение сердца — рядовой самец вида млекопитающих двуногих прямоходящих, я выполнил задачу, возложенную на меня Богом. Я дал потомство. Перенёс в будущее свой генный набор. Андрей Рубанов “Слинго-папа”

“Русские дети” - отличный шанс для читателей, не очень хорошо разбирающихся в современной прозе, познакомиться с разными авторами и выбрать интересные имена. Я, например, окончательно убедилась, что как у меня не складываются отношения с Василием Аксёновым, так они и не сложатся. Зато приметила Марину Степнову и Романа Сенчина.

А вы читаете современных российских писателей? Какие вам нравятся, каких не любите?