Холостяк Карл Брюллов, имея к 40 годам в анамнезе роман со знаменитой светской дамой Юлией Самойловой и незаконнороженного сына от неизвестной, вдруг женился. На целый месяц.

Живописец добился руки дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, одаренной пианистки, не реализовавшей свой талант в полной мере. Друзья и близкие свидетельствуют, что маэстро был влюблен.

Карл Брюллов. "Портрет молодой женщины у фортепьяно" (Эмилия Тимм), деталь. 1838.



Суть произошедшего мы знаем только по сплетням. Брюллову пришлось раскрыть карты перед властью, чтобы получить развод, но от публики он подробности скрывал.

Эмилия была совращена своим отцом, а вот дальше сложно понять, то ли их роман продолжался, а муж был против, то ли Брюллов, вообще, не был в курсе и слегка осовел от того, что нежный ангел оказался обманувшей его опытной женщиной. При разводе семья Тимм вытребовала пенсию.

Карл Брюллов. "Невинность, оставляющая землю". Набросок, 1839.



Испугавшись злословия - родители жены ославили его, как пьяницу и насильника - Брюллов уехал из Петербурга.

В то, что он не изверг, верили только близкие друзья и Юлия. Художник все чаще болел. До своей смерти в 52 года он дожил бобылем.

Карл Брюллов. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком", 1834.



Эмилия училась исполнительскому мастерству у Шопена, вышла замуж за сына богатого издателя Греча и держала свой салон, где играла и пела для гостей. В ее судьбе после первого брака совсем не видно следов изломанного характера. Возможно, побывав замужем и получив в результате развода собственные деньги, Эмилия научилась ставить на место своего отца. В том, что последний был жалким человеком, сомнений нет. Орлы не совращают дочек, которые полностью от них зависят.

Вот так причудливо тасуется колода. Искусства творить больше было у Брюллова, а вот искусства жить, по всей очевидности, больше было у Эмилии.

Мария Санти