Джеймс Бонд
Архетип: супергерой
Типаж: мужественность в чистом виде. Смазливый Джек из «Титаника» уже почти забыт, а Бонд живет в трепетных девичьих сердцах уже около 50 лет. Кажется, авторы персонажа нашли идеальный баланс между в меру-негодяем и в меру-душкой.
Привлекает: изысканностью, интеллектом, психологической силой. Раз мужчина способен спасти мир, то семью с детьми он точно может обеспечить. Не говоря уж о простом женском счастье…
Одно «но»: Бонд никогда не женится, не заведет постоянные отношения и никому никогда не будет верен. Вспомните хотя бы все эти сцены, когда, борясь за добро, мимоходом суперагент соблазняет очередную красотку, тогда как «девушка Бонда» ждет его, нервно одергиваясь, попивая мартини в дорогом отеле.
Был у меня такой «супергерой», спасибо. В нем было все: талант, образованность, состоятельность, изысканность… Самые «добрые» приятельницы предупредили: он такой замечательный, ему 40, нет детей и семьи… где подвох? Разумеется, когда перед тобой нечто идеально-сложенное в костюме от Пола Смита, последнее, о чем ты хочешь думать, — это о его проблемах. Но потом начались вечные исчезновения. На вопросы «что же это за работа такая?» — молчание или уклончивые ответы. А после сорвавшихся выходных, несостоявшихся свиданий и испорченных праздников этот Бонд превращался в того самого Кота из «Шрека». Короче, джентльмен явно что-то не договаривал и секретничал так, будто действительно служил в британской разведке.
В результате стало понятно, что это за типаж. Мужчинам с захватывающей карьерой и потрясающей социальной жизнью не до своих женщин: пока спасаешь мир, на любовь не хватает времени.
Ретт Батлер («Унесенные ветром»)
Архетип: «роковой» мужчина
Типаж: сумрачный тип, чьи поступки всегда имеют некую недосказанность и бывают неоднозначны. Он тебя вроде бы любит, но плетет интриги, которые понятны ему одному; страдает внутри, но продолжает гнуть свою линию. По сравнению с эмоциональной Скарлетт, он более проницателен и тонок, ведь Ретт умеет управлять собой.
Привлекает: сложностью характера, как у героев Достоевского, и в то же время потрясающей проницательностью с отличным знанием женской натуры. Как и Скарлетт, многие поклонницы Ретта Батлера хотели бы вступить в борьбу с таким сильным противником, чтобы наконец сдаться ему.
Одно «но»: у Ретта слишком много скелетов в шкафу. Это самая опасная смесь: у всех мерзавцев интересный характер и взгляды на жизнь, и именно на это западают девушки.
Есть такие сложные отношения, которые длятся десятилетиями. У одной моей подруги еще со студенческой скамьи был появляющийся-исчезающий бойфренд. Можно сказать, что их любовному стажу позавидовала бы любая закрепившаяся семейная пара: эти двое знали друг друга вдоль и поперек. Он проницательный и спокойный, она бурная и эмоциональная. В общем, ребята нашли друг друга. Но предпочитали держаться в стороне.
Пока длился их роман, Аня уже успела побывать замужем полтора раза. Один — по-настоящему, второй — формально, то есть без штампа в паспорте.
Аня и ее «Ретт» постоянно делали друг другу гадости: любили крутиться в общих компаниях друг у друга на виду с новыми пассиями. Дружески «откровенничали» на счет своей «огромной и крепкой новой любви», когда либо у нее, либо у него еще кто-то появлялся. Когда близкие подруги спрашивали Аню, как она относится к своему «другу детства», она отвечала по-разному: «мы просто дружим», «мы просто иногда занимаемся сексом», «мы просто общаемся по инерции», «мы просто очень похожи…». И в один прекрасный день оба поняли, что играть в шахматы им надоело. Они договорились больше не видеться. Вообще.
Время шло. У него появилась особа моложе его лет на 10, у нее — спокойный мужчина, в приоритеты которого входили дом, семья, дети и скидочные талончики. И вдруг как-то так случилось, что Ане надо было продавать бабушкину дачу, а ее «миражный» бойфренд — как раз юрист, и только он мог бы помочь (как всегда и бывает). В общем, через восемь лет непрерывной борьбы они поженились. И Аня считает, что все самое интересное еще впереди.
Мистер Дарси («Гордость и предубеждение», «Дневник Бриджит Джонс»)
Архетип: человек-айсберг
Типаж: мужчина, который, как и подобает настоящему «самцу», держит все свои эмоции втайне. Он молчаливый и скрытный, но в то же время достаточно благородный и добрый.
Привлекает: стабильностью и предсказуемостью. Пускай он скуп на комплименты, но поступками всегда доказывает свои чувства. По сути, он тот, о ком женщины по идее и должны мечтать: опора, стена, человек дела, а не слова…
Одно «но»: при всей идеальности Дарси, он слишком холоден. Его очень сложно раскусить, он с трудом идет на контакт, и если такие мужчины попадаются в жизни, то становится сложно разглядеть под застывшим выражением лица (с доброй долей цинизма) все его положительные качества.
Помню, когда я давным-давно посмотрела «Дневник Бриджит Джонс», то просто влюбилась в такого «Дарси». Очень хотелось встретить проницательного человека, который умеет управлять своими эмоциями, понимать мои потребности и быть не только бойфрендом, но и настоящим, верным другом. Я верю: когда хочешь чего-либо, оно сбывается. Прямо, как в фильме, на семейном торжестве встретила друга своего дяди, который весь вечер жевал салаты и смотрел в пол. Нас вдвоем оставили сторожить детей на игровой площадке, мы разговорились… и решили встретиться.
Сходили на свидание, он меня провожал до подъезда, потом был весьма неплохой секс… Утром — звонок, «привет-как-дела», вечером — еще одно дежурное свидание… И все как будто идеально, но понимаю — эмоций там нет никаких. Я, безусловно, нравилась своему «Дарси», он был мною заинтересован, но никак своих чувств не проявлял: комплиментов не делал, в любви не признавался. Я ему говорила: «С тобой так хорошо!» Он на это только кивал и смотрел на меня, как на тех детей, за которыми мы следили.
В общем, я не выдержала и заявила, что мне так очень тяжело. Я же девушка, мне нужна романтика. Он на это обиделся, и пытался узнать, что сделал не так.
Все он сделал так, но если бы вместо регулярных свиданий, секса и цветов были комплименты, я бы не чувствовала, будто он следует рекомендациям своей мамы на тему «как общаться с женщинами». Да и вообще с такими «льдинами» ничего не чувствуешь. Так что мы довольно быстро расстались.
Доктор Хаус
Архетип: городской невротик
Типаж: раздражителен, но чертовски умен и блестяще эрудирован. Любитель черного юмора, пофигист и экспериментатор.
Привлекает: талантом. Но одарен такой «доктор» не только талантом, но и чрезвычайной раздражительностью. Кажется, это и есть плод его гениальности.
Одно «но»: он настолько умен и логичен, что ему не до тонкостей человеческих отношений. Ясное дело — с ним все по-хорошему не будет. Ведь талантливый человек всегда по уши погружен в свое дело, и ему очень часто бывает не до кого.
Рита, 28 лет:
«Был у меня такой бойфренд, назовем его «Игорем». Встретились на каком-то «квартирнике». Со мной познакомился молодой человек психотерапевт. Ко мне сразу подбежала старая знакомая и говорит: «Не имей с ним дела! Он больной!» Я не придала этому значения. Игорь очень умный и привлекательный молодой человек, наверное, тут замешана чисто бабская ревность. Дальше мы обменялись контактами, договорились о встрече. Сходили на артхаусный фильм, смысл которого Игорь всю дорогу до дома раскладывал, как профессионал, по полочкам. Пришли к нему домой, оказалось, что в свои 30 лет он все еще живет с мамой. Познакомились, попили чайку…
Ничего вроде бы подозрительного. Человек работает в городской клинике, зарабатывает мало, зато людям помогает, весь из себя такой положительный и умный. И вдруг началось. Мы спокойно сидели в ресторане, а он мне выдает:
— Знаешь, почему ты до сих пор незамужем? Потому что пытаешься обвинять отца в своих неудачах и задеваешь любого мужчину из своего окружения.
Я отнеслась к этому как к шутке, но психоанализ стал повторяться. То я ему забыла позвонить из-за комплекса неполноценности, то специально надела мини, чтобы спровоцировать ревность… А когда он сказал, что мне надо подумать над своим поведением, и исчез, я поняла: это клиника.
Да, аналитик он гениальный, говорит людям правду в глаза и действительно прочел меня, как открытую книгу. Но мне это было очень неприятно, да и скучно, к тому же — никакой тебе интриги, одни выяснения отношений».
Чев Челиос и остальные персонажи Джейсона Стетхема
Архетип: мачо, брутальный мужчина
Типаж: мужчина в первобытном смысле этого слова — тот, кто думает недолго, перед тем как решит проблему… физически.
Привлекает: образом «крепкого орешка», который придет и решит все проблемы одним махом. Раньше с такими ролями ассоциировался Брюс Уиллис, но и по сей день на вакантное место «брутального мачо» найдется свой исполнитель.
Одно «но»: если на минуточку вспомнить, что эти герои постоянно сворачивают челюсти и взрывают аэропорты (хоть они и на стороне добра), напрашивается вывод: здесь имеет место врожденная агрессия. Кто знает, как он будет вести себя в реальной жизни, когда внешние раздражители в виде секретных миссий и спецзадач просто отсутствуют. Будет спать с топором под подушкой и страдать паранойей, а также считать, что судьба Вселенной — в его руках? А терпеть такой героизм не так-то просто.
Может, наши мужчины не столь идеальны. Они не обладают рентгеновским зрением и не умеют летать и, когда приходят уставшие с работы, видок у них явно неглянцевый. Зато они настоящие и такие, какие есть. Их индивидуальность — не результат кропотливой работы психологов, продюсера, режиссера и писателя, а скопление черт, которые и делают их особенными.