Отношения в рабочем коллективе бывают разные: дружественные и сложные, доверительные и манипулятивные. Нередко в компаниях встречаются и абьюзивные отношения, которые негативным образом сказываются не только на общении с коллегами и продуктивности работы, но и на самооценке человека. Как правило, чаще роль абьюзера принадлежит начальнику, но им может оказаться коллега или даже подчиненный.

Абьюз — одна из форм психологического насилия, которая часто встречается в рабочей среде. Это вид взаимоотношений между людьми, где одни выступают в роли агрессора, а другие — жертвы. Главная задача агрессора — подавить волю человека, применяя эмоциональные, физические и другие виды угнетения.

КАКИЕ ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ СУЩЕСТВУЮТ

Газлайтинг Манипулятор хочет, чтобы жертва сомневалась в собственных словах и правильности действий. Он навязывает окружающим иллюзорное восприятие мира, чтобы посеять в жертве сомнения в собственной адекватности, психологически подчиняя ее волю себе. Такой вид насилия может встречаться в семье, в кругу друзей или на работе.

Буллинг Этот термин означает агрессивное преследование одного человека или группы людей с целью напугать жертву и подчинить ее себе. Выражается в словесном оскорблении и применении физической силы. Такая форма психологического насилия чаще встречается среди подростков.

Моббинг Характеризуется коллективной психологической травлей на работе. Это происходит, когда коллеги заставляют сотрудника уволиться или влияют на падение его авторитета.

ПРИЗНАКИ АБЬЮЗА В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ

Абьюзивные отношения можно встретить уже на этапе учебы в школе. Например, когда учитель начинает постоянно придираться к ученику, запугивать и необоснованно наказывать его за ошибки или наказывать несоразмерно содеянному — из-за упавшей ручки или зазвонившего телефона.

Во взрослом возрасте и в рабочем коллективе такой вид отношений носит более явные признаки абьюза: среди них систематические унижения и оскорбления, изоляция или психологическое давление, эмоциональное или даже физическое насилие.

К примеру, начальник постоянно недоволен качеством работы подчиненного. Он насмехается над его внешним видом, не стесняется в резких высказываниях. Может угрожать увольнением, периодически запугивать, вселять неуверенность, игнорировать и намеренно исключить сотрудника из общения в коллективе, а иногда и проявлять нездоровый интерес.

Руководитель–абьюзер — это умелый словесный манипулятор

Он может говорить по отношению к жертве фразы: «Куда ты пойдешь? Тебе никто не будет платить такую высокую зарплату, как у нас», «У тебя недостаточно компетенций для новой должности», «Я же к тебе по-доброму, чтобы ты стал лучше».

Все это влияет на психику человека и приводит к серьезным последствиям в дальнейшем: к депрессии, тревожности, посттравматическому стрессовому расстройству. Психологическое и физическое состояния неразрывно связаны, поэтому на физическом уровне может страдать качество сна, развиваться бессонница, головные боли, возникать другие проблемы со здоровьем, а также снижаться производительность на работе.

ПОЧЕМУ НАЧАЛЬНИК СТАНОВИТСЯ АГРЕССОРОМ

Отношения между абьюзером и жертвой почти всегда конфликтные, при этом сами конфликты бывают закрытыми и открытыми. В первой ситуации чаще всего жертва не способна из-за внешних обстоятельств или стеснения сказать то, что думает, поэтому между участниками всегда есть напряжение.

Во втором случае спор заканчивается публичным выяснением отношений на повышенных тонах, похожим на театральную постановку. В этой ситуации жертва теряет свои позиции в противостоянии агрессору: контроль над эмоциями, переход на личности, оскорбления. Однако абьюзер испытывает страх, если понимает, что может потерять свою марионетку и нужно искать новую.

Он выбирает жертву как сознательно, так и неосознанно — подобное поведение формируется еще и по причине детских травм или ущемления личности

Например, если когда-то в школе его постоянно обижали сверстники, дразнили из-за внешности. Или родители запрещали заниматься любимым делом, обесценивая его увлечения. Не меньше детей травмирует и участие в семейных конфликтах с выяснениями отношений между родителями.

Когда человек не чувствует себя полноценным и уверенным, он начинает компенсировать это чувство за счет тех, кто слабее его физически или морально. Иногда в роли жертвы могут оказаться люди, которые просто не понравились агрессору внешне, и гендерные особенности в этом случае не имеют значение.

Встречается и такое, что жертва может тоже стать агрессором, применяя свой прошлый опыт взаимоотношений на работе. Это выражается ростом в карьере или в физическом плане — увеличением веса. При этом не обязательно, что у человека было трудное детство или проблемы с самооценкой. Первопричиной может стать любая психологическая травма, которая в конечном итоге нашла выход через подобное поведение.

КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ

Безусловно, способы выхода из позиции жертвы есть. Однако нахождение в ней — тоже своего рода привычка, поэтому, чтобы от нее избавиться, потребуется масштабное изменение поведения и психических реакций.

1. Проанализируйте взаимоотношения с начальником или с коллегами Насколько комфортно с ними общаться? Что они говорят и в какой форме или тоне? Есть ли контроль на каждом шагу или ограничения свободы действий? Одинаково ли общение и отношение среди других коллег? Если понимаете, что выступаете в роли жертвы, осознайте, что находитесь в этой позиции, и примите ее.

2. Понаблюдайте за своими реакциями на чужие поступки и слова Метод наблюдения как за собой, так и за оппонентом дает возможность объективно оценить, действительно ли это абьюзивные отношения или нет.

3. Избегайте коммуникации с агрессором В большинстве случаев, когда человек эмоционально реагирует на происходящее, реальность искажается. Поэтому стоит отключить эмоции при общении и по возможности максимально отстраниться от коммуникаций с агрессором.

4. Выстраивайте здоровые границы в общении Не бойтесь дипломатично высказывать мнение или искусно отказывать — это важный фактор ухода из позиции жертвы.

Главное: нужно с холодным умом оценивать свои профессиональные и личные качества, опыт работы и навыки, а также повышать свою самооценку. Люди встречаются разные, но уверенный в себе человек всегда сможет аргументировано и без лишних эмоций выстроить гармоничные отношения с коллегами и друзьями.

Галина Чемоданова

Начальник отдела карьерной экспертизы центра «Профессии будущего»