“Весь невидимый нам свет” действительно стоит полученной им Пулитцеровской премии-2015. Возьмите “Книжного вора” Маркуса Зусака, добавьте “Воздушных змеев” Ромена Гари, подкиньте внимания к деталям и немного технических подробностей про радио - и прочтите две истории: немецкого солдата и слепой французской девушки. Вокруг них бушует Вторая мировая война - что же с ними будет?

Просто закрыть глаза не значит и в малой степени понять, что такое слепота. Под вашим миром небес, лиц и зданий есть более древний мир, где внешние поверхности исчезают и звуки рыбьими косяками плывут в воздухе. Мари-Лора на чердаке, высоко над улицей, слышит, как шуршит камыш на болоте в трех километрах от города. Как американцы в полях направляют орудия на дымящийся Сен-Мало. Как в подвалах, где семьи сидят у керосиновых ламп, всхлипывают дети, как вороны прыгают по грудам кирпича и мухи садятся на мертвые тела, как дрожит тамариск, трещат сойки и пылает трава на дюнах. Она чувствует исполинский гранитный кулак, на котором стоит Сен-Мало, и океан, набегающий с четырех сторон, и внешние острова под вечным натиском прилива. Слышит, как коровы пьют из каменных поилок и дельфины выпрыгивают из зеленой воды Ла-Манша, как в пяти лье от берега песок заносит скелеты мертвых китов, чей костный мозг столетиями служит пищей целым колониям организмов, которые проживут жизнь, не увидев и одного фотона солнечного света. Как в гроте улитки ползут по мокрым камням.

Замечательна композиция романа: Дорр ныряет из одного временного пласта в другой, из жизни одного персонажа в жизнь другого - причем делает это настолько мастерски, что читателю не нужно напрягаться и каждый раз с усилием осознавать, о каком именно периоде и герое идет речь. Сам автор говорит, что процесс написания книги его одновременно увлекал и раздражал: 187 глав, каждая из которых отличается от предыдущей либо рассказчиком, либо временем истории - по словам писателя, он будто собирал огромный паззл. При этом в произведении всего три точки, три капельки соприкосновения двух сюжетных линий - однако они не разрывают повествование напополам, а гармонично звучат вместе.

В интервью Дорр говорит, что идея романа пришла к нему в 2004 году во время путешествия на поезде по дороге с туннелями: напротив него сидел мужчина, и когда телефон из-за помех потерял сигнал, тот начал ломать устройство в приступе ярости. Тогда писатель начал обдумывать, какое на самом деле странное явление - радиоволны и как напомнить об этом читателям. Ведь в 1920-х и 1930-х гг., например, услышать у себя дома голос человека из другой страны было настоящим чудом.

Мари-Лора воображает электромагнитные волны, которые входят в телефон Мишеля и выходят из него, примерно как описывал Этьен, только с тех пор их стало в тысячу, а то и в миллион раз больше. Потоки эсэмэсок, реки мобильных разговоров, телевизионных программ, электронной почты текут под домами и над домами, проходят между зданиями, между ретрансляторами в тоннелях метро и на фонарных столбах, между антеннами на крышах; реклама супермаркетов и печенья с двухслойной начинкой несется на космическую орбиту и обратно на Землю, десять тысяч «Я по тебе скучаю», пятьдесят тысяч «Я тебя люблю», оскорбления политикам, напоминания о встречах, реклама украшений, реклама кофе, реклама мебели и биржевые сводки летят невидимо над лабиринтом парижских улиц, над полями сражений и солдатскими кладбищами, над Арденнами, над Рейном, над Бельгией и Данией, над тем вечно меняющимся ландшафтом, который мы называем странами. И так ли трудно поверить, что души странствуют теми же путями? Что ее папа, и Этьен, и мадам Манек, и немецкий мальчик по имени Вернер Пфенниг летят в стаях, как цапли, крачки, скворцы? Что караваны душ невидимо проносятся наверху и, если хорошенько прислушаться, их можно услышать? Они летят над крышами, вдоль тротуаров, проходят сквозь твое пальто, рубашку, грудину и легкие и мчат дальше; воздух — библиотека и патефонная пластинка всякой прожитой жизни, всякой прозвучавшей фразы, и в нем по-прежнему отдаются все когда-либо сказанные слова.

Книга Энтони Дорра получила на самом деле не только Пулитцеровскую премию - ее список наград внушает уважение:

Горячо рекомендую ее всем, кто ценит лаконичный и ясный язык, захватывающий сюжет без чересчур натуралистичных подробностей и пронзительную сладкую горечь на сердце по окончании романа.

...Однако электромагнитный спектр начинается от ноля и продолжается до бесконечности, так что на самом деле, дети, количественно весь свет — невидимый...