Четыре тома счастья и бесконечного погружения в придуманную автором Вселенную - вот как можно кратко охарактеризовать первые дни моего отпуска. Я читала в полуживом от усталости состоянии, открыв только один глаз, когда второй уже спал, и не могла оторваться. Какой мир! Какая философия! Какие герои! Так что писателю не зря дали “Хьюго” в 1990 г.

Философия - ключевое слово для этой тетралогии. Иногда говорят, что первые две книги из четырех мощнее всего и последние два романа читать необязательно - я же убеждена, что полную картину можно увидеть, только прочитав весь цикл. Тогда становится понятен авторский замысел, тогда видишь не только мрачное очарование гиперионского мира, но и мажорный аккорд в финале - своеобразную надежду на искупление человечества. Симмонса явно волнует вопросы существования Бога, его поисков и диалога с ним - и в романах писатель пытается по-своему решить возникающие дилеммы. Впрочем, я забежала слишком далеко. Я расскажу поподробнее о первой книге - прочитавшие ее сами смогут решить, хотят они углубляться в цикл или нет. Она состоит из шести глав-рассказов, где идет повествование от лица шести разных людей - и в конце их судьбы оказываются сплетенными в одно целое.

Все вы, конечно, читали о хакерах. Вы слышали об устрашающей красоте киберпространства, о магистралях, рассекающих трехмерные пейзажи из черного льда, о защитных периметрах, сияющих, как неоновые рекламы, о странных аттракторах, о мерцающих небоскребах файлов… и над всем этим, как грозовые тучи, парят ИскИны. ВВ вошел в киберпространство через свой личный канал, а я путешествовала, так сказать, у него на закорках и смотрела по сторонам. В этом мире все было слишком. Слишком сильно. Слишком страшно. Я слышала грозные проклятия огромных сторожевых фагов. А дыхание червеобразных антивирусов даже сквозь ледяной экран воняло смертью. Я чувствовала тяжесть гнева нависших над нами ИскИнов. Мы были как насекомые под ногами слонов. А ведь пока ничего особенного не произошло. Мы прокатились по разрешенной дорожке и через зарегистрированное окно получили доступ к какой-то штуке, которую ВВ придумал давным-давно. Собственно говоря, это было нечто вроде домашнего задания, которое он делал для своего Статистического Управления.

На мне были провода с присосками, так что я видела все как на черно-белом телевизоре, да и то нечетко, а Джонни и ВВ получали голографическую фантопликацию в полном объеме.

По приведенному отрывку можно подумать, что Гиперион - это сплошной киберпанк, но такое предположение ошибочно. Искуственные интеллекты и сети разного рода присутствуют в романе, но не являются основным сюжетообразующим средством - по жанру цикл ближе к “твердой” научной фантастике.

Единственное, что меня несколько смущало во всей тетралогии - отсылки к Джону Китсу, английскому поэту начала 19 в. До чтения Симмонса я о нем разве что мельком слышала и уж тем более не читала. А тут постоянно встречаются отрывки из его поэм, названия которых совпадают с названиями первой и третьей книг цикла (“Гиперион” и “Эндимион”), да и сюжет завязан на личность Китса, так что для надлежащего углубления в атмосферу рекомендую узнать что-нибудь про поэта.

Мир, созданный Симмонсом, зачаровывает: он реален, он живет и меняется. В первом романе на читателя обрушивается лавина вопросов - а ответы на них он получит только в следующих книгах. Это мощные произведения, которые заставляют тебя думать, как бы ты поступил в этой ситуации? - и вместе с героями искать ключ к тайнам. “Гиперион” следует прочитать всем, кто любит научную фантастику, а для тех, кто к ней равнодушен, это очень неплохой шанс начать ее любить.