«Черный город» - очередной (четырнадцатый) роман в цикле про Эраста Фандорина от ставшего уже современным классиком Бориса Акунина. Детектив вышел 21 ноября 2012 года в издательстве «Захаров», и выхода в книги в свет ждало огромное количество читателей.

Появление первой главы романа (речь идет о главе «Охота на Одиссея») очень необычно. Французская газета La Figaro в 2008 году запустила посвященный «Одиссее» Гомера проект. Выдающимся зарубежным прозаикам, в числе которых оказался и Борис Акунин, было предложено написать рассказ, начинающийся с фразы из Гомера: «Одиссей пошел от залива по лесной тропинке к тому месту, которое ему указала Афина». Каждый день в течение лета 2008 года газета публиковала полученные произведения. Для проекта Акунин написал рассказ об Эрасте Фандорине, который и стал первой главой очередного романа «Черный город».

Этот роман был очень ожидаем читателями - такой привлекательный, умный, колоритный персонаж, как Эраст Фандорин, в сочетании с легким, остроумным слогом Бориса Акунина, кажется, способен сделать любое произведение автора бестселлером.

Итак, действие «Черного города» происходит в Баку, накануне Первой мировой войны. Черным городом Борис Акунин называет именно Баку - великолепный и страшный город нефти, восточных разбойников, пламенных террористов, нуворишей. На этот раз Эрасту Фандорину достался по-настоящему непобедимый противник... Время действия романа - 1914 год. Фандорину исполнилось уже 58 лет, но он все еще остается тем Фандориным, которым привык его видеть читатель - покорителем женских сердец, с острым умом, с прекрасной физической подготовкой. Ну, и разумеется - никуда без Масы...

Автор довольно долго трудился над выходом в свет «Черного города». Он упоминал о том, что написать роман сможет только тогда, когда достигнет возраста Фандорина, чтобы суметь наиболее четко и органично построить сюжет, обогатив его правдоподобными деталями.

Надо сказать, что детектив «Черный город» вызвал очень неоднозначные мнения среди читателей, среди поклонников Эраста Петровича. Практически все (и критики, и просто читатели) отмечают, что «тело» романа состоит из частей других детективов серии. Враги, перенесенные из других романов с уже готовыми характерами, участь женщин, влюбляющихся в Фандорина также предсказуема. Впрочем, кто сказал, что это плохо? Читателю иногда очень приятно узнавать в книге героев, о которых он недавно (или давно) читал - это как встретить старого знакомого в абсолютно незнакомом городе.

Радует то, что в очередной книге мы встречаемся с неизменным для произведений Бориса Акунина прекрасным языком, слогом, продуманным повествованием - вот уж такие «старые знакомые» ни у кого не смогут вызвать отторжения. Книга читается на едином дыхании, как впрочем, и практически все детективы цикла про Фандорина. Вряд ли это произведение заставит вас задуматься о смысле бытия, стать чуточку лучше, но автор и не претендует на философскую составляющую - книга интересна, она позволяет отдохнуть, расслабиться, отвлечься от ежедневной суеты.

Оценить роман однозначно довольно тяжело, особенно, если сравнивать «Черный город» с другими, более ранними произведениями цикла. С одной стороны, яркость, живость слога осталась на месте, сюжет интригует, держит в напряжении, но все равно остается ощущение, что автор уже начинает исписываться. Возможно, дело в том, что Фандорин уже стареет, но, скорее всего, речь идет о том, что четырнадцатый роман - это необходимость задуматься о завершении цикла, тем более, если сам цикл столь удачный, яркий, любимый читателями. Нужно уметь заканчивать, чтобы не превратить всенародного любимца во всенародного шута. Акунин это понимает. Понимает и читатель, что конец уже близок.