Новый роман Виктора Пелевина «T» поступил в продажу 20-го октября сего года. Событие это сопровождалось грандиозным ажиотажем, интересом и предвкушением новой «пачки» аллюзий, реминисценций и прочих непонятностей. Пелевин не подвел: роман получился качественным, добротным, что называется, «в стиле».

Некоторые обозреватели (и читатели) расценили его как приквел к «Чапаеву и пустоте» — мол, автор «зашел на круг», «круг замкнулся» и теперь все будет «по спирали». Между тем, что будет дальше — совершенно непонятно. Как известно, Пелевин — фигура абсолютно немедийная, планов своих не раскрывающая, а потому совершенно непредсказуемая. Посему остается только оценивать то, что есть, а именно, недавно опубликованный роман.

Как всегда после первого прочтения, у многих читателей (да и критиков, чего уж греха таить) остается только один вопрос: «Что это вообще было?». Чтобы лица в грязь не уронить, начинает общественность на Пелевина ругаться да негодовать: мол, исписался наш автор, неинтересно, искусственно, надуманно и псевдо-философично. Другие стараются держаться «в струе» и знай нахваливают: необычно, цепляющее, в лучших традициях и свежо.

На деле же в лице «T» получаем мы на руки грамотно реализованный коммерческий проект, в котором каждый «винтик» находится на своем месте. Стилистика автора на высоте, восприятие его осталось таким же ядовито-нестандартным, а сюжет держит читателя в напряжении до последней страницы.

Кстати, сюжет разворачивает перед читателем целую параллельную реальность. Граф T бежит в Оптину Пустынь из своего имения. Бежит непонятно, зачем, но ясно, от кого: от царской охранки, от тайных агентов и прочих злыдней. По дороге ему предстоит узнать, что он — всего лишь литературный персонаж. Так на страницах книги появятся авторы, а ближе к концу романа — и его величество читатель.

Приправлена эта задумка типично «пелевинской» мифологизацией, размышлениями о силе духа, борьбой темы и антитемы и много еще чем. Удовольствие роман приносит колоссальное, но только в том случае, если заведомо отказаться от мысли найти под обложкой «T» нечто традиционно-литературное. Можно сказать, что Пелевин не обманывает ожиданий и создает очередной артефакт, которому заведомо уготована судьба бестселлера.