Не люблю книги с громкими названиями, особенно когда на обложке написано "Продано более 1 000 000 экземпляров" - попахивает дешевой завлекухой. Тем не менее вещь не шарлатанская и не идиотская, а вполне себе полезная, если читать ее вдумчиво и делать скидку на российские реалии. Как можно понять по названию, это своеобразное руководство для менеджеров. Сейчас самое время задать мне вопрос: зачем я читаю книжки, как руководить людьми, если сама не имею в подчинении ни одного человека? Из любопытства, конечно. Ну и для лучшего понимания психологии начальников.

Основной момент в книге звучит так: относитесь к своим подопечным по-разному, но ко всем будьте внимательны. Забавно, что ключевое слово здесь - "по-разному", а не "внимательны". Насколько я понимаю, в западном мире корпоративный стандарт таков: начальник должен взаимодействовать со своими работниками одинаково, никого не выделяя. Бакингем и Коффман делают упор на то, что люди индивидуальны и индивидуально талантливы. Руководители часто за талант принимают навык, то есть то, что можно выучить: поэтому они посылают подчиненных на разные курсы, которые приносят мало пользы.

Насколько сильно вас можно изменить?

Сможете ли вы научиться любить процесс знакомства, если терпеть не можете знакомиться с новыми людьми? Если вы стараетесь избегать любого противоборства, сможет ли вас что-то заставить наслаждаться горячими дебатами? Если при свете софитов у вас всегда дрожат поджилки, сможете ли вы научиться получать удовольствие от выступлений перед публикой? Возможно ли развить в себе новые таланты?

Многие менеджеры лишь согласно кивнут в ответ. Они искренне считают, что все люди обладают одинаковым потенциалом и внушают эту мысль всем подряд. Они содействуют подчиненным в изучении новых моделей поведения, направляют на курсы переподготовки, которые помогут им овладеть новыми качествами - сопереживанием, уверенностью в себе, умением выстраивать взаимоотношения, инновационным и стратегическим мышлением. С точки зрения таких менеджеров, лучшее качество работника - это желания изменить себя с помощью новых знаний и самодисциплины.

Лучшие менеджеры не согласны с этой идеей. У них своя точка зрения.

Люди почти не меняются.

Не теряйте времени, пытаясь вложить в них то, что им не дано от природы.

Старайтесь выявить то, что в них заложено.

Все это достаточно трудно.

Кстати, выше приведен нестандартный, но вполне логичный взгляд на вещи - если задуматься о том, что все люди разные. Допустим, что у всех нас одинаковый потенциал и каждый может стать тем, кем захочет. Значит, мы совершенно не отличаемся друг от друга и теоретически любому доступно быть художником или бухгалтером - согласитесь, абсурд. Ведь именно так думают некоторые начальники: подчиненный не может что-то сделать, следовательно, надо его этому научить. Но ведь кроме навыков существуют и таланты, которые невозможно вырастить в себе. Мне нравится такая точка зрения, потому что она объясняет, например, мою природную застенчивость в обращении с людьми, которую мне всегда сложно побороть. Ведь легкость в общении - тоже талант.

Ваш талант заключается в тех поступках, которые вы совершаете часто. Вы просеиваете информацию об окружающем мире через ментальный фильтр, который заставляет вас реагировать только на какие-то определенные стимулы, в то время как другие проскальзывают мимо незамеченными. Способность запоминать имена, а не только лица, - талант. Умение создать уют, расставить баночки со специями в алфавитном порядке - талант. Вкус - тоже он. Талантом можно назвать любовь к разгадыванию кроссвордов, жажду риска, желание ускорить ход событий. Все повторяющиеся модели поведения, которые можно продуктивно применить, - это таланты. А секрет совершенного выполнения работы, без сомнения, состоит в том, чтобы ваши таланты подходили для роли, которую вы играете. [...]

У вас тоже есть свой фильтр, ваш особый способ реагировать на мир вокруг вас. Он указывает вам, на какие стимулы следует обратить внимание, а какие проигнорировать, что любить, а что ненавидеть. Он создает жизненную мотивацию: стремитесь ли вы к превосходству, являетесь ли вы бескорыстным человеком или эгоистичны. Он определяет, каким образом вы мыслите: дисциплинированы или пускаете все на самотек, отличаетесь практическим или стратегическим мышлением. Он формирует ваши жизненные установки: оптимистичны вы или циничны, спокойны или подвержены тревоге, умеете сопереживать или равнодушны. Он формирует закономерности вашего восприятия, мышления и поведения. В сущности, ваш фильтр является источником ваших талантов.

Ваш фильтр уникален. Он сортирует все внешние стимулы и создает мир, видимый только вам. Благодаря фильтру одни и те же обстоятельства вызывают абсолютно разные реакции у вас и у других людей. [...]

Вообразите, что вы попали на вечеринку, где собрались незнакомые вам люди. Как вы себя поведете? Нырнете в толпу, заведете непринужденную беседу, будете запоминать новые имена, веселить окружающих анекдотами и заводить новых друзей? Или забьетесь в угол, высматривая хотя бы одно знакомое лицо и нервно вспоминая хотя бы одну шутку, которая подошла бы к случаю?

В этом руководстве даже для меня оказалось много полезной информации для размышления. О том, как правильно ставить цели, о том, как можно двигаться дальше, о контрол-фриках (это люди, которые помешаны на контроле всего вокруг). Да, книга требует вдумчивого подхода. Она не аксиоматична и не талдычит упрямо: делай так и станешь хорошим менеджером! Она говорит: лучшие руководители поступают так - а ты уже сам решай, каким начальником хочешь быть. Мне понравилось, что рассуждения основываются на большой статистической базе, которая достаточно сложно собиралась и вычислялась (описано в приложении). На самом деле это один из моих первых опытов чтения подобной литературы, так что я приятно удивлена выверенностью подхода и методичностью. Рекомендую к прочтению всем тем, кто стремится грамотно организовать пространство и людей вокруг себя. И да здравствует систематизация!

"Самая сложная часть работы менеджера - осознать, что люди не будут выполнять работу так, как выполнили бы ее вы. С этим надо смириться. Потому что если вы попытаетесь навязать людям определенный стиль работы, произойдут две вещи. Во-первых, они возмутятся. А во-вторых, они станут зависимыми, поскольку не смогут работать в таком стиле. И то и другое негативно скажется на производительности в долгосрочной перспективе".

Если вы хотите, чтобы ваши подчиненные справлялись со своими обязанностями, не старайтесь их усовершенствовать. Это ложный путь.