Написанный в 1965-м году Гербертом Фрэнком роман «Дюна» является первой частью самой настоящей саги, посвященной планете Арракис и носящей название «Хроники Дюны». Первая в этой серии книга Фрэнка вошла в мировую сокровищницу фантастики и до сих пор считается одним из самых ярких и интересных в своем жанре произведений.

«Дюна» была удостоена целого ряда литературных наград, наиболее заметными среди которых являлись престижные премии Небьюла и Хьюго. Книга была неоднократно экранизирована, выступая в роли основы сценария и для полнометражных фильмов, и для сериалов. Оказав огромное влияние на современную культуру, «Дюна» породила множество подражаний в литературе, а мир, созданный Гербертом Фрэнком, неоднократно использовался другими литераторами.

«Дюна» — действительно незаурядное произведение, достойное восхищения с любой точки зрения. Стилистика автора, сюжет, продуманность вымышленного Фрэнком мира, центральная идея, легшая в основу первого романа — все эти слагаемые оказываются несомненными достоинствами книги. Она рассказывает читателю о мире далекого будущего, в котором нынешние ценности уже утратили свое значение.

После восстания машин человечество отказалось от стремления к техническому совершенству и развитию науки предпочло развитие души, способности чувствовать окружающий мир и находиться в гармонии с ним. В этом мире существует множество религий, присутствует совершенно иная, отличная от сегодняшней модели управления, структура власти, ценности человечества изменяются до неузнаваемости.

Центром романа становится планета Арракис — единственное во всей галактике место, в котором можно добывать меланжу (вещество, необходимое для того, чтобы вести космические корабли буквально силой собственной мысли, не используя для управления сложную автоматику или вычислительные машины). Меланжа активно используется Космической гильдией, являющейся монополистом в межпланетных перевозках. На планете Арракис кроме меланжи существуют гигантские песочные черви, неизвестным образом связанные с этим веществом. Также там живет особое племя фременов, основной ценностью для которого является вода.

Вся изученная Вселенная управляется Домами, между которыми существует соперничество, корни которого уходят к желанию обладать Арракисом или контролировать «добычу» меланжи. На этом фоне разыгрывается самая настоящая космическая драма, которая, к тому же, обладает вполне определенным философским смыслом.

Фрэнк сумел создать цельный, логичный мир «Дюны», в котором каждая мелочь имеет свое объяснение и находится на собственном, положенном ей месте. При этом автор продумывает не только «внешние» моменты, такие как быт, внешность своих героев, отношения между ними и т.д. Одновременно с этим он погружается намного глубже, разрабатывая несколько самостоятельных религий, предлагая читателям целую галерею менталитетов различных рас, ставя перед ними действительно глобальные вопросы.

Главным из них является вопрос о том, справится ли человечество с управлением целой Вселенной, если такая необходимость возникнет в будущем. Отвечая на него, Фрэнк размышляет о морали и мудрости, природе зла и добра, о развитии человека и его перспективах. В целом, картина, нарисованная Фрэнком, оказывается вполне оптимистичной, и это также не может не придтись по вкусу читателю.

Однако в то же время, размышляя об экологии и политике, религиях и мировоззрениях, автор указывает на проблемы, которые были актуальны в его время и не теряют своей актуальности до сих пор. Создав одно из самых популярных в мире фантастических произведений, Фрэнк привлекает к этим проблемам внимание человечества, уже одним этим выводя «Дюну» на уровень настоящей литературы. Ну, а все прочие достоинства романа становятся ярким подтверждением того, что «Дюна» — это литература незаурядная, по-настоящему талантливая и способная оставаться нужной читателю и спустя почти полвека после написания.