Олег Сивун «Brand. Поп-арт роман»

От издателя: «Это – роман?! Автор что, шутит? Какой же это роман, если в нем нет ни героев, ни сюжета? А есть 26 самых известных брендов, в лабиринтах которых блуждает наш герой, герой нашего времени... «Я теряю себя. Я уже это сделал. Я абсолютно поверхностный человек, и я копирую поверхности. Я постоянно копирую чей-то стиль, чью-то манеру разговаривать или писать, чью-то манеру одеваться, чью-то мимику и чьи-то жесты, у меня почти не осталось ничего своего. Я даже не попытался ничего своего создать, я просто переработал что-то уже имеющееся». Мы все стали такими. Но лишь Олегу Сивуну хватило сил рассказать об этом. The End.»

Ну не везет на книги!..

У автора явно были амбиции написать модную книгу. Впрочем, все писатели хотят, чтобы их читали, а потом про них говорили. Но есть разные пути. Путь Сивуна испытанный – надо говорить о модном (сейчас в моде потребительская идеология, гламур, поэтому в моде всякие коммерческие бренды) и модно (типа, «Какая скука наша жизнь! Ничего настоящего!» – это всегда модно, хотя те, кто в юности прочитал «Евгения Онегина» или «Героя нашего времени», найдут в этом мало оригинального).

В итоге – пустота: в информации Сивуна (факты о бренде и свои личные впечатления о нем) и в подаче ничего свежего нет. Один треп. Так еще и раздражение: мало того, что из утюгов уже лезет эта реклама, так тут еще считающий себе интеллектуалом писатель промывает мозги!.. Я просто бросил читать.

Если же рассматривать с точки зрения авторской идеологии, что это, типа, концептуальное произведение (этакий каталог «что мне нравится и что мне не нравится»), то надо заранее представлять, что такие произведения принципиально скучны и предназначены не для интересного чтения, а для пост-чтения – размышлений над получившимся образом (и если в изобразительной искусстве образ статичен, и его постигаешь практически моментально, то в литературе образ нужно прочитать, потратив на это какое-то время, то есть изучать как в учебнике, чтобы потом думать, а что всем этим хотел сказать автор).

Недоумение вызывает концепция книги. 26 главок, каждая из которых посвящена одному бренду. Почему 26? А потому что это, типа, алфавит (читай «картина мира»). Да, но алфавит-то латинский, и даже единственный русский бренд существует почему-то в латинской транскрипции – Putin (который, по Сивуну, оказывается, еще и автор запоминающихся афоризмов). Тут вопросы – чего это так Сивун скромно посчитал, ограничившись 26-ью, идя явно на поводу своей концепции, но против здравого смысла (подобных брендов значительно больше)? С чего это вдруг игнорируется наш алфавит, алфавит языка, который создает для нас картину мира и на котором, кстати, и написана книга?.. (Смущает отсутствие не патриотизма, а элементарной логики.)

Никакого юмора и остроумия, поэтического ритма, чтоб хоть как-то скрасить скуку, у Сивуна лично я не нашел, к тому же для такого небольшого объема автор умудряется залить книгу водой своих, типа, лирических впечатлений больше чем наполовину.

Единственное достоинство – эффектная, изящная обложка. Из-за нее не надо книгу покупать – достаточно, проходя мимо, остановиться и повертеть в руках. И пойти дальше в поисках нормальных книг.