В Санкт-Петербурге проходит традиционный фестиваль "Балтийский дом" — один из важнейших российских театральных форумов. Впрочем, в этом году первые два дня фестиваля прошли не в Петербурге, а в Хельсинки, где на сцене Национального театра был показан спектакль "Сумасшедшая Финляндия", поставленный Кристианом Смедсом с актерами из нескольких европейских стран. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Несмотря на наличие границы, путешествие из Петербурга в Хельсинки становится все больше похоже на пригородную прогулку. Вот и фестиваль "Балтийский дом", прежде чем показать в Петербурге спектакли Эймунтаса Някрошюса, Оскараса Коршуноваса, Андрея Жолдака и Тито Оясоо, не говоря уже о менее именитых постановщиках, решил для начала съездить (публику представлял автобус с гостями фестиваля) в Хельсинки, где на сцене Национального театра показывают спектакль самого актуального режиссера Финляндии Кристиана Смедса. Получилось и дешевле, и умнее. Дешевле — поскольку спектакль дорогой и многонаселенный. Умнее — потому что постановка господина Смедса посвящена его родной стране, так что смотреть ее на главной сцене Финляндии было поучительно. Премьера "Сумасшедшей Финляндии" состоялась в Брюсселе несколько месяцев назад. Столица Евросоюза для начала турне этого международного проекта была выбрана не случайно — действие авторского спектакля Кристиана Смедса происходит в 2069 году в единой Европе. На континенте нет больше не только административных границ, но языков и национальных культур, везде воцарились мир и гармония — в прологе спектакля среди голубых кулис танцоры обоего пола в голубых же одеждах исполняют некий умиротворенный балет. Европейская империя словно празднует танцем свое единение.

Единственным островком, сохраняющим своеобразие посреди мирной европейской уравниловки, оказывается ржавый металлический контейнер. В нем живут финны — народ, который не сдался на милость брюссельской бюрократии. С появлением на сцене этого контейнера и начинается основное действие спектакля Кристиана Смедса, действительно "сумасшедшего" по ритму и накалу театральности сценического обозрения. По жанру спектакль больше всего напоминает "черную комедию" — в полутора десятках сцен находится место и безумным оргиям, и всемирному потопу, и семейному насилию. Темы эти, конечно, не новость для современного театра, но Кристиан Смедс словно неожиданно предлагает взглянуть на них с другой стороны — как на проявления жизни посреди всеобщей мертвечины.

Господин Смедс выбрал для себя трудную роль — он в "Сумасшедшей Финляндии" предстает не просто евроскептиком, хотя бы и очень изобретательным, но в то же время и сатириком по отношению к собственной стране и собственному народу. Веселые и безумные финны, наслаждающиеся остатками своей свободы, не только по-взрослому упорны, но и по-детски жестоки: в одной из самых смешных сцен спектакля они измываются над гастарбайтером из некой восточной страны — заманивают его в сауну, где, кстати, сидят одетыми, морочат голову, а потом выкидывают на улицу. Кристиан Смедс обыгрывает многие клише в восприятии и финнов остальным миром — не только сауну или, к примеру, музыку Сибелиуса. Но важнее то, что он отважно развенчивает положительный имидж своей страны, которую в Брюсселе считают всего лишь тихим уголком европейской империи, где все мирно парятся в банях, много пьют, но при этом развивают новейшие технологии.

Спектакль длится два с половиной часа без перерыва. Кажется, лучше было бы сократить. Однако для Кристиана Смедса банальные зрительские жалобы на "затянутость" не слишком важны. Ему важнее, что сегодняшние финны сидят весь вечер в театральном зале: ведь театр остается едва ли не единственным местом, где сохраняется традиционная привычка людей проводить время вместе, образовывать сообщество. О том, что случится с этой привычкой к 2069 году, людям театра лучше и не задумываться.