Если ты умеешь ходить – значит, ты умеешь танцевать. Если ты умеешь говорить – значит, ты умеешь петь.

Сколько раз мне приходилось слышать «да мне медведь на ухо наступил», «да куда мне – ни слуха, ни голоса», «не умею я петь…» и похожие обреченные утверждения. И всякий раз я отвечаю, что петь могут все, и умеют очень многие, просто не все об этом знают. Как же научиться петь? В первую очередь, вы должны осознать, что вы это можете!

«У меня нет слуха, поэтому я не умею петь»

Почему-то под выражением «у меня нет слуха», многие имеют в виду «у меня нет абсолютного музыкального слуха, я не могу сходу распознавать все звуки, что не дает мне возможности моментального и точного их воспроизведения». Да, абсолютный слух принято считать даром свыше, вроде как особенностью настоящего профессионального музыканта, но давайте разберемся, что такое абсолютный слух и насколько он важен в умении петь?

Человек, обладающий абсолютным слухом, способен определить высоту любого отдельно взятого звука, воспроизведенного голосом или на инструменте, не прибегая к сравнению этого звука с другим. Базируется такой слух на особом виде долговременной памяти на высоту и тембр звука. Проявляется такая способность зачастую еще в юном возрасте, обычно когда ребенок узнает названия нот. По сути, если ты хоть раз услышал «си бемоль первой октавы» и знаешь, что это именно «си бемоль первой октавы», то в дальнейшем ты его попросту будешь «узнавать».

Есть два вида абсолютного слуха: – пассивный – умение распознавать звуки, но не воспроизводить их на заданной высоте; – активный – умение как распознавать звуки, так и воспроизводить их на заданной высоте.

Но нельзя разделять эти понятия бездонной пропастью. Пассивный абсолютный слух – это всего лишь менее развитый активный абсолютный слух. Носителей этого «дара» в чистом виде не так уж много, намного больше людей, обладающих интервальным (относительным) слухом, то есть способностью максимально точно определять высоту звука, сравнивая его с эталонным звуком (к примеру, нота «ля» первой октавы, которую «выдает» камертон, и на которую ориентируются все профессиональные музыканты).

Так что же нам дает абсолютный слух?

Абсолютный слух упрощает слуховой анализ звука, дает возможность аналитически воспринимать музыку, но не обеспечивает понимание музыки, музыкальность. Музыкальный слух – это целая система разновидностей слуха, с помощью которых мы можем воспринимать и воспроизводить музыку. Разберемся во всем этом слуховом разнообразии.

Внутренний слух – возможность мысленного представления мелодии «про себя», то, о чем говорят «у меня весь день эта песня в голове крутится».

Интонационный слух – способность услышать то, что «говорит» нам музыка, ее выразительность (как мы распознаем интонацию в разговоре – вопросительная, отрицательная и т.д.). Интонационный слух делится на звуковысотный и мелодический. Звуковысотный слух дает возможность певцу, что говорится, «попасть в ноту», услышать и воспроизвести конкретное и правильное звучание, а мелодический, в свою очередь, обеспечивает восприятие всей мелодии, а не только отдельных звуков и интервалов.

Гармонический слух совершенно необходим в хоровом пении. С его помощью мы слышим аккордовые сочетания звуков, гармонические созвучия (способность «вести» свою партию и слышать остальные).

Ладовый слух дает возможность чувствовать «напряжение», «разрешение», основные ладово-тональные функции. Именно этот слух помогает нам определять конец музыкальной фразы или ее продолжение.

Полифонический слух – способность слышать одновременно несколько «голосов» в музыке («полифония» – многоголосье). Особенно ярко это выражено в органной музыке, где одновременно проводится от двух и более музыкальных линий.

Ритмический слух дает нам возможность воспроизводить музыку путем активного ее «переживания», определения эмоциональной выразительности ритма.

Тембральный слух – это то, как мы определяем «окраску» звуков. Мы отличаем «писклявый» голос от «бархатного» благодаря тембральному слуху.

В полноценном восприятии и воспроизведении музыки нам не обойтись одним лишь абсолютным слухом. Б. М. Тепловым в его статье «Психология музыкальных способностей» раскрыта тема развития музыкального слуха. Он впервые представил, что, хоть абсолютный слух и является врожденным качеством, можно развить в себе навыки максимально точного звуковысотного определения.

Определив три основные музыкальные способности, на которых по сей день строится музыкальное воспитание, Теплов не внес в них абсолютный слух: «Абсолютный слух, будучи способностью, в высокой мере ценной для музыкальной деятельности, не составляет всё же необходимого условия полноценного переживания музыки. Поэтому он и не может быть отнесён к числу основных музыкальных способностей». Вернемся к основным музыкальным способностям:

1. Ладовое чувство. То самое чувство, что дает нам возможность узнавать мелодию, точность интонации.

2. Способность к слуховому представлению. Воспроизведение мелодии по слуху (в первую очередь – в пении), то, что мы называем внутренним слухом.

3. Музыкально-ритмическое чувство (пританцовывание в такт музыке – не что иное, как проявление музыкально-ритмического чувства).

Самое главное, что в каждом человеке с рождения заложены все эти способности, и одна без другой существовать не может. Проявляются они по обыкновению раньше остальных. Первые проявления могут возникнуть и на первом году жизни, что, несомненно, свидетельствует о музыкальной одаренности, но позднее проявление музыкальных способностей совсем не означает их слабость или полное отсутствие.

Развить в себе музыкальный слух можно, в первую очередь, изучением музыкально-педагогических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, гармонии. Но самый эффективный метод – слушание.

Слушайте побольше музыки, напрягайте свой внутренний слух, услышьте музыку внутри себя, и она польется звонким ручейком.

Автор: Кристина Иванова

Источник: shkolazhizni.ru