Бокс-офис США: новый выпуск «Стартрека» не разочаровал и стартовал с первого места, фильм ужасов с небольшим бюджетом привычно окупается в первый уикенд, а пятый «Ледниковый период» не оправдывает ожиданий.

В 2009 году вышел очередной, 11-й полнометражный фильм во вселенной «Звездного пути» — культовой научно-фантастической франшизы, начатой еще в 1960-е одноименным сериалом. Режиссером картины стал Джей Джей Абрамс, за плечами у которого была работа на телевидении (сериал «Остаться в живых») и постановка третьей части боевика «Миссия невыполнима». Послужной список, конечно, не самый впечатляющий, но именно Абрамсу удалось вдохнуть в экипаж корабля «Энтерпрайз» новую жизнь — предложенное им видение этой франшизы понравилось и зрителям, и критикам.

Ему доверили и продолжение («Стартрек: Возмездие» вышел в 2013-м), который тоже оказался весьма удачным — и по качеству, и по кассовым сборам. А вот потом произошел большой круговорот режиссеров в голливудских франшизах. Абрамсу предложили сделать седьмой эпизод «Звездных войн», и он согласился; на его место в «Звездный путь» пришел Джастин Лин (постановщик четырех «Форсажей» — с третьего по шестой), а ставить седьмой «Форсаж» позвали известного по малобюджетным хоррорам («Пила», «Астрал») Джеймса Вана. Сейчас уже ясно, что у Абрамса и Вана все получилось: сборы «Пробуждения Силы» превысили $2 млрд, «Форсаж 7» заработал свыше $1,5 млрд, оба этих фильма стали рекордсменами по выручке в своих франшизах. И вот теперь можно посмотреть, как справился с задачей Джастин Лин.

«Стартрек: Бесконечность» стартовал в США и Канаде, заработал за уикенд с 22 по 24 июля $59,6 млн и занял в американском бокс-офисе первое место.



Для 185-миллионной картины такая стартовая выручка выглядит не очень подходящей (прогноз сборов — около $200 млн), но следует отметить, что «Звездный путь» никогда не мог похвастаться большими сборами. Самые кассовые фильмы серии (те самые, которые снял Абрамс) принесли в прокате $386 млн и $467 млн соответственно, причем во всем мире, разумеется. Да и в стартовый уикенд они никого не поразили: у «Звездного пути» было $75 млн (в 2009-м), а у «Стартрека: Возмездие» — $70 млн. Но «Звездный путь» не просто так считается культовой, армия фанатов у него внушительная, поддерживать ее надо, и поэтому в компании Paramount к итогам выходных отнеслись с философским спокойствием (мол, бывает всякое), а четвертый фильм в этой серии уже пущен в работу — в него даже пригласили Криса Хемсфорта на роль отца капитана Кирка.

Второе место досталось лидеру двух предыдущих недель — еще одному мультфильму «Тайная жизнь домашних животных», которые добавили в свою копилку еще $29,3 млн и довели общую выручку до $323,7 млн.

А третье место у нового, женского варианта «Охотников за привидениями», которые пока пробуксовывают: при 144-миллионном бюджете общая выручка картины составляет лишь $122,8 млн, из которых за минувший уикенд в американском прокате она заработала $21,6 млн.

Четвертой стала еще одна новинка, продюсеры которой (одним из них, кстати, был тот самый Джеймс Ван) вряд ли огорчились столь невысокому месту.

«И гаснет свет...» — это привычный для Вана формат малобюджетного (производство стоило около $5 млн) фильма ужасов, герои которого пытаются разобраться в природе детских страхов. Не исключено, что из этого сюжета получится новая франшиза (вроде того же «Астрала»), ну а пока картина выступила очень достойно.

Стартовые сборы «И гаснет свет...» составили $21,6 млн, а общемировая выручка уже достигла $29,9 млн, вшестеро превысив невысокий бюджет.



Что касается еще одной американской премьеры, то, наверное, сборы «Бесконечности» могли бы быть и выше, если бы в эти же выходные на экраны в США не вышел еще один большой релиз — мультфильм «Ледниковый период: Столкновение неизбежно».

Это пятая часть целой серии анимационных полнометражных фильмов, в которых рассказывается о попытках обитателей древнего мира — мамонта Манфреда, ленивца Сида и тигра Диего — выжить в то суровое время. Почти за 15 лет (первая часть вышла в 2002 году) им уже грозило глобальное потепление, их пытались съесть невесть как уцелевшие динозавры, а в четвертой серии они как-то справились и с дрейфом континентов. В пятой части им угрожает новая опасность (как обычно, вызванная саблезубой белкой Скратом) — к Земле приближается огромный метеорит. В США мультфильм вышел почти через три недели после мировой премьеры (в России он появился неделю назад и тогда возглавил прокат, заработав 374 млн рублей), получил очень негативную реакцию критики (только 13% положительных отзывов на Rotten Tomatoes) и в общем-то закономерно собрал немного.



За прошедший уикенд «Столкновение неизбежно» собрало $21 млн и заняло в бокс-офисе только пятое место.

Судя по всему, до сборов двух последних фильмов франшизы ($887 млн у «Эры динозавров» в 2009-м и $877 млн у «Континентального дрейфа» в 2012-м) новая серия не дотянет ни при каких условиях, но вот с окупаемостью у нее все наверняка будет получше, чем у нового «Звездного пути». Дело в том, что «Столкновение неизбежно» стоило $105 млн — не очень много по нынешним временам, а за прошедшие недели успело подзаработать в остальном мире, за пределами США. Сейчас сборы фильма составляют $156 млн, так что свой бюджет он отобьет. Но вот будут ли продюсеры настаивать на продолжении после подведения итогов проката, пока неизвестно; с другой стороны, сравнимых анимационных франшиз в запасе у 20th Century Fox нет.