Любопытнейший венецианский конкурс смело сталкивает работы проверенных мастеров и молодых, ищущих авторов. И те, и другие демонстрируют пока отличные результаты

На одном полюсе - "Филомена", великолепной выделки вещь прославленного британца Стивена Фрирса ("Опасные связи", "Королева"), история поиска пожилой ирландской матерью сына, отнятого у нее католическими монахинями. Как стало известно из побеждавшего в Венеции фильма Питера Муллана "Сестры Магдалены", еще полвека назад забеременевшая вне брака девушка рисковала попасть в монастырь, где над ней с позволения Христа имели полное право глумиться и издеваться сохранившие девственность и потому чрезвычайно злые монашки. В развитии темы преступлений церковников против человечества Фрирс и сценарист/актер Стив Куган пошли еще дальше Муллана: в их основанной на реальных событиях картине служительницы культа не только заставляют грешниц стирать нечистое монашеское белье, но и продают отлученных от молодых матерей детей богатым американцам. Такая незавидная судьба постигает сына Филомены, ставшего за океаном, по выражению заглавной героини, «гомосексуальным геем» и, как это ни парадоксально, сотрудником администраций Буша и Рейгана. Сторонница радостей жизни, поклонница бульварных романов Филомена (великая Джуди Денч) в финале картины предстает большей христианкой, чем задавившие в себе все человеческое, лгущие, неспособные к покаянию, покрывающие друг друга монашенки. В отличие от них, она, несмотря ни на что, верит в Бога и способна понять и простить.

Реальную историю и реальных персонажей (даже имена не изменены) Фрирс использует для создания идеальной, беспримесной мелодрамы, но человеческая мудрость, природный вкус и истинно английское чувство юмора ни на секунду не позволяют ему впасть в пошлость. Про режиссерское мастерство умолчу, чтобы тоже в нее не скатиться.



"Дитя Божье"- наиболее удавшееся на сегодняшний день режиссерское усилие отменного молодого актера и вундеркинда Фото: кадр из фильма "Дитя божье"

На другом полюсе - удачные работы лучших молодых американских "независимых", «Джо» Дэвида Гордона Грина, «Ночное движение» Келли Райнхардт и "Дитя Господне" Джеймса Франко. Последний из перечисленных фильмов - наиболее удавшееся на сегодняшний день режиссерское усилие отменного молодого актера и вундеркинда. По делу амбициозный Франко не побоялся экранизировать одноименный роман Кормака Маккарти ("Старикам здесь не место"), чья скандальная слава тянется с 1973 года. Главный герой, ненормальный молодой парень Лестер (бесстрашный Скотт Хейз), прирожденный стрелок и следопыт, изгнан "приличным" обществом задворок штата Теннесси из собственного дома, но, кажется, не особенно этим разочарован. Он быстро находит себе прохудившуюся крышу над головой и компанию в виде легко выигранных в тире мягких игрушек. А обнаружив в лесу машину, в которой покончили с собой двое влюбленных, с детской непосредственностью приспосабливает труп девушки для удовлетворения своих сексуальных инстинктов. Купив трупу красное платье в горошек и розовые трусы, дитя господне принимается с ним активно сожительствовать, при этом проявляя себя истинным джентльменом: прежде чем предаться любви, он поддерживает с трупом невесты чинную беседу.



Амбициозный Джеймс Франко не побоялся экранизировать одноименный роман Кормака Маккарти ("Старикам здесь не место"), чья скандальная слава тянется с 1973 года. Фото: кадр из фильма "Дитя Божье"

Только что показавший в Каннах свою экранизацию Фолкнера (!), Франко демонстрирует не только бесстрашие и предприимчивость, но и неустанно крепнущую режиссерскую руку, а также нутряную приверженность корневым американским мифам, главным из которых был и остается миф о свободе. Коротко появившись на экране в числе палачей, желающих положить конец забавам Лестера, почувствовавшего вкус к некрофилии, Франко, как и Маккарти, несомненно, полностью находится на стороне своего героя - изгнанного из дома, загнанного, но не побежденного.

Начавшаяся, напомним, картиной "Геронтофилия", Венецианская Мостра, меж тем, не пересекла еще фестивальный экватор. Впереди еще, как минимум, добровольная кастрация у Ким Кидука.

Стас ТЫРКИН