Наших соотечественников на Круазетт – пруд пруди. Во время фестиваля обладатели вилл на побережье считают долгом хоть раз, но «сверкнуть» перед фотокорреспондентами на красной дорожке. На ярмарке тщеславия есть свои «завсегдатаи», превратившие тусовку в личный промоушн. Девы вроде Лены Лениной, явившейся в фестивальный дворец с полуметровым пучком-дыней на голове, или «блистающей» золотым платьем Виктория Боня. Не знаете, кто это? А не важно. Фотографы тоже не знают, но на всякий случай щелкают.

Впрочем, наши кинематографисты тоже не прочь подняться по «лестнице успеха» рядом с Николь Кидман, Майклом Дугласом или Софией Кополлой.

В российском павильоне в этот раз жизнь бурлила на редкость деловито. На презентации будущих проектов было не пробиться. Участники фестиваля Юрий Быков и Таисия Игуменцева были обласканы вниманием (пресс-конференции в павильоне, и даже специальное приглашение для журналистов посмотреть, «как по дорожке будет идти наша Таисия»).

Оба российских фильма созданы продюсерской компанией «Рок» под руководством Алексея Учителя и продюсера Киры Саксаганской.

Таисии 24 года, она второй год подряд в Каннах (в прошлом году главный приз в студенческой программе, врученный самими братьями Дарденами за фильм «Дорога на…» стал пропуском на нынешний фестиваль). Ее «Отдать концы» - несколько приторная вариация на тему конца света с бравурными фарсовыми интонациями Кустурицы. В придуманной деревеньке живет лохматая корова и несколько чудаков, причудливо одетых, спасающихся «любовью» от Потопа. В свободное от спасения время они смотрят авторское кино, в частности «Молчание Лорны» братьев Дарденнов и «Горбатую гору» Ли - хотя в «сельском киноклубе» есть и кино самой Таисии «Дорога на…»

У девушки явно высокая самооценка, когда ее спрашивали про влияние апокалипсической «Меланхолии» Триера, она начинала свой спич со слов: «В моем творчестве…». Потом она говорила о том, что мечтала показать российскую деревню с иной стороны: «Все уже привыкли к стереотипу, что там черно, грустно, тоскливо. А мне хотелось показать, что там тоже есть жизнь и она по-своему прекрасна». Актеры у Таисии играют не очень. Ну, она еще молода, начала карьеру лихо, и учитель Учитель в нее верит, если конечно, как он выразился, не поймает вирус звездной болезни.

А на кинорынке прошел показ британо-российского фильма «Pussy Riot: панк-молитва» режиссеров Майка Лернера и Максима Поздоровкина

Фильм восстанавливает события, развернувшиеся накануне и после 21 февраля 2012 года, когда девушки выступили со своей акцией в храме Христа спасителя. Параллельно развивается недавняя «выборная история». Передача власти «из рук в руки» от Медведева к Путину. Сцены суда более всего запомнятся выступлением Марии Алехиной: «Я вас не боюсь. Вы можете лишить меня лишь так называемой свободы. Но внутреннюю свободу у меня не отнять». Самые эмоциональные эпизоды, в которых о своих дочерях рассказывают родители. О своих переживаниях, сочувствии, непонимании и попытках понять. Любопытны эпизоды репетиций скандальной акции. По мнению авторов, девушки намеревались начать в России феминистскую революцию. Но по мере развития кафкианского судилища сам процесс политизировался, обретая «черты современного эпоса». Впрочем, фильм получился довольно дежурным, для российского зрителя не открывает ничего нового. А его награда в Санденсе, судя по всему, вызвана остротой темы.

Лариса Малюкова