Первым спектаклем музыкальной программы «Золотой маски» станет «Кармен» Екатеринбургского театра оперы и балета, который будет сыгран на сцене Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер Александр Титель отдал главную роль певице Ксении Дудниковой, а действие спектакля перенес в послевоенную Испанию времен диктатуры Франко.
27 февраля начнется программа драматического театра — конкурсные спектакли приедут в Москву на гастроли, а столичные театры устроят показы для фестивального жюри и публики. Итоги конкурса в обеих категориях будут подведены 17 апреля. «Газета.Ru» выбрала семь спектаклей, которые можно будет увидеть (и не стоит пропускать) в ближайшие два месяца.
«Преступление и наказание»
В спектакле Андрея Кончаловского мотивы народных песен соседствуют с роком и видеомэппингом, молодежные тусовки — с портретом Че Гевары в комнате «левака» Раскольникова. Олигарх Свидригайлов с репликой «ничто не остановит плоть, хотящую отведать плоти», грубая Сонечка в мужских ботинках, Порфирий Петрович, поющий колыбельную о каравае в новом варианте «каравай, каравай, кого хочешь, убивай» — каждый по-своему карабкается в жизни.
Режиссер уверен, что «человек же не меняется, меняется модель телефона», поэтому герои Достоевского ожили в обстановке современной России — немытой, классово раздробленной и злой. Зато меняется музыка Эдуарда Артемьева — в нынешнем сезоне композитор вставил в спектакль новую арию.
16 и 23 февраля, театр Мюзикла
«Ромео и Джульетта». Екатеринбургский театр оперы и балета
Балет Вячеслава Самодурова покоится на тезисе «весь мир — театр», а декорации повторяют интерьеры шекспировского «Глобуса» в Лондоне. Кровавая вражда Монтекки и Капулетти рождается в недрах музыки Прокофьева и на театральной репетиции, так что история бессмертных любовников тут проза творческих будней.
Главные герои непосредственны, как подростки, отчего неоклассический танец приобретает юркую первозданность.
В этой Вероне модны футболки и платья с принтами: сплошь репродукции с картин Возрождения.
А манеры горожан отдают не древней вендеттой, но современным городским дном — как выразился один из рецензентов, «как будто бандам из «Вестсайдской истории» вздумалось подраться в стиле ретро».
17 февраля, на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
«Вариации на тему Франка Бриджа. Симфония псалмов. Совсем недолго вместе»
Директор Большого театра Владимир Урин принципиально поставил «Вечер современной голландской хореографии» на Историческую сцену:
публику нужно приучать к мысли, что не только новогодним «Щелкунчиком» и «Лебединым озером» (в любое время года) славно искусство танца.
Тем, кто намерен расширять горизонты, проект рекомендуется особо. Триптих собран из очень разных вещей. Бессюжетные «Вариации на тему Франка Бриджа» в постановке Ханса ван Манена, с музыкой Бриттена, для двух пар солистов и шести человек свиты, в жанре насмешливой идиллии, измеренной ножками балерин.
«Совсем недолго вместе» Соль Леон и Пола Лайтфута — отвязная трагикомедия с привкусом абсурда о судьбе балетных артистов и тщете погони за временем.
И мистическая «Симфония псалмов» Иржи Килиана, где не обошлось без музыки Стравинского. Всё — сочинения лучших хореографов Европы.
2 марта, Большой театр, Историческая сцена
«Катерина Измайлова»
Вторая редакция оперы Шостаковича по Лескову, прежде именовавшейся «Леди Макбет Мценского уезда». Сам композитор в шестидесятые годы смягчил острую эротику и откровенную «непричесанность» либретто 30-х годов — да и музыку поправил, но и в таком виде советская «фрейдистская» опера царапает, как бритва.
Историю о мраке скуки и власти запретных желаний поставил драматический режиссер Римас Туминас.
В клубке убийств на сексуальной почве режиссера интересовал общечеловеческий ракурс: что будет с личностью, когда она преступит заповедь «не убий»? В главных партиях — фантастические Надя Михаэль и Джон Дашак, чей иностранный акцент не мешает создавать убедительные роли купчихи и работника.
9 марта, Большой театр. Историческая сцена
«Доктор Гааз»
Положенная на музыку история жизни московского филантропа девятнадцатого века.
Молодой композитор Алексей Сергунин сочинял на либретто Людмилы Улицкой.
Сам факт приобщения к музыкальному жанру потряс Улицкую настолько, что интервью перед премьерой она давала со словами «Опера! С ума сойти!». Композитор уложил тексты, как он говорит,
в музыкальный коллаж «из джаза, барочной музыки, панк-рока, авангарда и оперной классики».
Эпизоды жизни «святого доктора», личные деньги тратившего на бедных, а пуще всего опекавшего заключенных и каторжников, соотносятся с позднейшей российской историей — по принципу «от тюрьмы да от сумы не зарекайся». Сталинские зэки и солдаты Второй мировой, равнодушные богачи и активные бандиты — все разбивается у ног Гааза, на могиле которого написано «Спешите делать добро».
2 апреля, «Геликон-опера»
«Белый. Петербург». Театр музыкальной комедии, Петербург
Мюзикл написал Георгий Фиртич, специалист по современной музыке и создатель саундтрека к мультфильму «Приключения капитана Врунгеля». В постановке Геннадия Тростянецкого исследован Петербург Серебряного века — сквозь причудливую призму (надо сказать, не самого простого по языку) романа Андрея Белого «Петербург».
Но если взглянуть на колючий текст незашоренным взглядом, получится гротескная сказка «о стране, сошедшей с ума и мечущейся в безумном маскараде пиров во время чумы и террора, рабочих стачек и политических интриг». В слоеном пироге культур, испеченном авторами, появятся Пушкин на роликах, Гоголь с шинелью, метатели бомб, неизбежные стихи Блока, фрагмент оперетты «Летучая мышь» и бродячий Медный всадник.
4 апреля, на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко
«Манон»
История ветреной красотки Манон Леско и ее возлюбленного, кавалера де Грие, придуманная в восемнадцатом веке, до сих пор будоражит сердца.
Рижский режиссер Андрейс Жагарс взялся за партитуру оперы Массне, чтобы переодеть ее во французские одежды времен студенческих волнений 1968 года.
Многое навеяно фильмами Роже Вадима, Годара и Трюффо. Любовное гнездышко с видом на Эйфелеву башню. Портрет героини на обложке глянца. Ария на грузовике. Эти и прочие приколы не мешают разлитию ядреной мелодрамы — вплоть до кончины Манон в ангаре, рядом со сброшенными в кучу революционными плакатами. Стоит обратить внимание на чудный голос Липарита Аветисяна (де Грие) — такой услышишь не каждый день.
12 апреля, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
«Саломея»
Когда-то опера Рихарда Штрауса считалась беспросветным декадентством: как это, взять неприличную пьесу Оскара Уайльда — и сочинить опус по мотивам Нового завета, где Иоканаану отрубают голову из-за эротической прихоти монстра — безумной восточной принцессы. К тому же и музыка полна ядовитых гармоний и острых углов. Режиссер Екатерина Одегова
добавила к этому отсылки к манерной живописи эпохи модерна, включая символику цвета: тревожно-желтое на угольно-черном.
И еще многое другое. Смотреть спектакль о роли патологического экстаза в истории — все равно, что разгадывать увлекательный кроссворд. В финале лысая Иродиада душит дочь длинной косой с головы мертвого пророка.
17 апреля, Театр «Новая опера»