Присуждение премии "Оскар" – самое важное событие в мире американского, да и мирового кино. Таким образом подводятся итоги прошедшего киногода. Американская киноакадемия называет лучшие работы кинематографистов.

Далеко не все критики, кинематографисты и любители кино согласны как с отбором кандидатов на "Оскара", так и с выбором победителей. Особенно жаркие споры вызвали главные претенденты на премию в категории "Лучший фильм года".

В истории присуждения "Оскара" было немало случаев несправедливого или ошибочного решения. Например, в 1981 году "Бешеный бык" Мартина Скорцезе уступил главный приз фильму Роберта Редфорда "Обыкновенные люди". Это был режиссерский дебют знаменитого актера, любимца Голливуда. Время показало, что работа Скорцезе – намного значительнее. Через 10 лет мастеру кинорежиссуры опять не повезло, когда его фильм "Славные парни" был отвергнут киноакадемией, а лучшим фильмом года был признан очень профессионально сделанный, но излишне нравоучительный и скучноватый фильм "Танцы с волками" актера Кевина Костнера. И лучшим кинорежиссером года тогда также стал не Скорцезе, а Костнер. Наконец, киноакадемии стало неловко столько лет не замечать Скорцезе, и ему, наконец, дали "Оскара" в 2006 году за фильм "Отступники" (кстати, далеко не самая лучшая из его работ). Нечто похожее произошло с Аль Пачино. Он получил "Оскара" на за потрясающе сыгранную главную роль в "Крестном отце", а за роль в фильме "Запах женщины". Эти примеры показывают, что киноакадемия иногда дает премию не потому, что роль очень хорошо сыграна, а потому, что опять не дать "Оскара" мастеру просто неприлично.

Американская киноакадемия эволюционирует медленно. Очень долго не считалась серьезным кино фантастика. Фильмы ужасов, которые пользуются огромной популярностью у кинозрителей, не получали наград. Даже знаменитый режиссер Хичкок не получил ни одного "Оскара". "Черный лебедь" режиссера Даррена Аронофски, вошедший на этот раз в число фаворитов, некоторые считают фильмом ужасов. Если это так, то можно сказать, что лед тронулся. Сам Аронофски говорит, что его вдохновил на создание "Черного лебедя" не Хичкок, а русская классика, в которой много внимания уделяется раздвоению личности:

– Достаточно вспомнить Достоевского или балет "Лебединое озеро" с его белым и черным лебедем. Человек пытается преодолеть это раздвоение, но не может. Работая над фильмом я использовал стилистику документального кино, чтобы добиться ощущения наибольшей реальности при всем отрыве от реальности главной героини. Я искал баланс между элементами реалистического фильма и элементами фильма ужасов, – сказал Даррен Аронофски.

Хотя много внимания уделяется тому, кто и за что получил "Оскара", но в Америке сама номинация на высшую кинопремию считается большой победой, особенно для иностранных фильмов и для фильмов, которые мало кто видел. Выдвижение на "Оскара" молодого актера, впервые получившего главную роль или роль второго плана, делает его заметным и обещает новые роли. В этом году это Хейли Стенфилд, дебютировавшая в кинофильме "Железная Хватка", или Джесси Айзенберг, сыгравший в фильме "Социальная сеть". О своем герое – создателе интернет-сети "Фейсбук" – актер говорит:

– Я думаю, он, конечно же, очень одинок. И в этом причина его поведения, иногда очень ранящего других. Я не считаю его злобным, сволочным. Он так себя ведет, защищаясь от одиночества, а потом сожалеет о том, что сделал, – сказал Джесси Айзенберг.

Церемонию вручения "Оскара" смотрят в Америке более 40 миллионов зрителей. Больше бывает только, когда показывают "Супербоул". За тридцатисекундную телерекламу во время "Оскара" компания ABC берет, в среднем, 1 миллион 700 тысяч долларов. Что же привлекает десятки миллионов американских зрителей к трансляции "Оскара"? Лица кинознаменитостей, интерес к нарядам кинозвезд, скандальные моменты, о которых потом долго говорят. До сих пор вспоминают крик режиссера Джеймса Камерона "Я царь мира!", когда он получил "Оскара" за "Титаника". Или эпизод, когда юные актеры фильма "Миллионер из трущоб", не веря, что они теперь тоже кинозвезды, побежали брать автограф у Мэрил Стрип. Кстати, сама Мерил в 1982 году получила "Оскара" за "Выбор Софии", будучи в платье, на котором висел ярлычок с ценой. В 1974 году во время церемонии по сцене вдруг пробежал совершенно голый фотограф Роберт Опел. В 70-м году церемонию "Оскара" смотрели 43% населения США, потому что лучшим фильмом был признан "Полуночный ковбой", объявленный ранее порнографическим. В 71-м актер Джордж Скотт отказывается принять премию за исполнение роли генерала Паттона, потому что он был против соперничества со своими коллегами-актерами. Марлон Брандо не явился для получения "Оскара" за роль в "Крестном отце" в знак протеста против отрицательного изображения индейцев в американском кино. В историю вошли овации, которыми встретили американские кинематографисты Чарли Чаплина, вернувшегося в Америку из 20-летней эмиграции и получившего почетного "Оскара" за общий вклад в киноискусство. Ему аплодировали целых 5 минут.

Александр Сиротин