Сандро Боттичелли, "Рождение Венеры", 1482-1486 гг.
На картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи – первая красавица Флоренции. Она родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника того самого Америго Веспуччи, «открывшего» Америку). Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции. Красота Симонетты вдохновляла многих художников. Моделью всех Мадонн и Венер для Боттичелли была именно Симонетта. В 23 года Симонетта умерла от чахотки. Но и после её смерти художник изображал красавицу по памяти. В старости художник завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было исполнено.
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489-1490 гг.
Дама с горностаем – это Чечилия Галлерани, девушка из благородной итальянской семьи, фаворитка миланского двора. На портрете ей семнадцать. Говорят, что в 10 лет она уже была помолвлена. Помолвку расторгли, а в четырнадцать лет Чечилия познакомилась с герцогом миланским Лодовико Сфорца. Но во времена Средневековья браки заключались не по любви. Пришло время герцогу заключить династический брак. Но Чечилия была на тот момент беременна. Сына Сфорца забрал к себе, а Чечилия вышла замуж за обедневшего графа. Галлерани была чуть ли не первой женщиной, открывшей литературный салон, она свободно говорила на латыни, пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках. Известно, что Леонардо да Винчи и Чечилия были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы», в одном из писем он обращался к ней «возлюбленная моя богиня».
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1519 гг.
Ещё один шедевр да Винчи. Версий того, кому принадлежит эта незабываемая улыбка, высказывалось много. Считалось, что Мона Лиза – это автопортрет самого Леонардо, портрет его ученика, портрет матери или просто собирательный женский образ. Споры прекратились только после того, как в 2005 году выяснилось, что на картине изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо Лиза Герардини. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома. В семье было пятеро детей. Когда супруг умер от чумы, Лизу также поразила эта тяжёлая болезнь. Одна из дочерей забрала мать к себе и выходила её. Мона Лиза скончалась в 63 года.
Фёдор Рокотов, «Портрет А. П. Струйской», 1772 г.
Александра Струйская – вторая жена пензенского помещика Николая Струйского – друга и почитателя Рокотова. Говорят, что Рокотов был сам влюблён в Александру. Струйский был страстным графоманом – сочинял стихи, над которыми потешались все. Его считали тираном, он обращался с женой как с крепостной девкой и даже однажды проиграл её в карты соседу. За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, выжили только две пары близнецов. Своего мужа Александра Петровна пережила на 44 года, вырастив детей и внуков.
Владимир Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г.
Мария Лопухина – урождённая графиня Толстая, была старшей дочерью графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Фёдоровны Майковой. «Портрет Лопухиной» считается едва ли не лучшей работой Боровиковского. В 1797 году ее выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I. В качестве свадебного подарка он заказал портрет прославленному в то время Боровиковскому. На картине юной супруге 18 лет. Лопухину на этом портрете называют русской Джокондой. В браке она счастлива не была, по некоторым свидетельствам, муж её оказался человеком достаточно грубым, совершенно не близким ей. А в 23 года она скончалась от чахотки.
Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г.
Эту картину Карлу Брюллову, своему возлюбленному, заказала графиня, аристократка из рода Скавронских, родственников российской императрицы Екатерины I, Юлия Павловна Самойлова. Изображённые на портрете девочки – её приёмные дочери Джованина (та, что сидит верхом) и Амацилия Пачини. Самойлова ни в одном браке не имела детей. Дочку итальянского композитора Джованни Пачини Амацилию она взяла на воспитание: девочка потеряла мать при рождении. Графиня Самойлова дала ей приданое и выдала замуж за итальянца. Несмотря на тёплые чувства к мачехе, Джованина и Амацилия судились с Юлией Павловной за часть дома, принадлежавшего ей наравне с сестрой Джованиной, не то по праву наследования, не то по договору усыновления.
Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 г.
В 1870-е начинающая актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари стала постоянной моделью Ренуара. Художнику нравилось бывать в доме Жанны. Актриса часто посещала мастерскую художника, хотя её свободолюбивый нрав мог позволить ей пропустить назначенные Ренуаром сеансы позирования. Стать звездой в театре ей было не суждено, зато портрет Ренуара прославил её на века. В 25 она вышла замуж и родила троих детей, попробовала себя в роли детской писательницы. В 33 года она умерла от брюшного тифа.
Иван Крамской, «Неизвестная», 1883 г.
На самом деле на портрете изображена княжна Варвара Туркестанова. В 32 года она была приближена ко двору и сразу сделалась одной из любимых фрейлин императрицы Марии Фёдоровны. Её дружба с императором переросла во взаимную любовь, а в 42 года у княжны Туркестановой и Александра I родилась дочь Мария. Император отказался признать дочь и решил разорвать отношения с княжной. Потрясённая Туркестанова, ещё не оправившаяся от тяжёлой беременности и родов, приняла яд. Она умирала в страшных муках несколько дней.
Валентин Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.
Зинаида Юсупова – богатейшая наследница своего времени, последняя представительница рода. Умная, образованная, она была одной из первых красавиц Петербурга. Зинаида Николаевна не румянилась и не пудрилась, столь совершенна была её природная красота. К себе в труппу её приглашал Станиславский. К ней сватались многие, но она ждала свою любовь. Её избранником стал простой гвардейский офицер Феликс Эльстон. Юсупова активно занималась благотворительностью – создавала столовые для голодающих, патронировала Елизаветинский приют, женскую гимназию в Ялте, строила школы и церкви. После революции семья Юсуповых уехала в Рим, а оттуда в Париж, где княжна Зинаида умерла в 1939-м.
Борис Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г.
Купчихой стала соседка художника по дому в Астрахани Галина Адеркас – хирург, солистка Радиокомитета, баронесса древнего рода, ведущего свою историю от ливонского рыцаря XIII века. На картине она – студентка первого курса медицинского факультета. Кстати, на набросках её фигура выглядит гораздо тоньше и не такой объёмной. Известно, что Адеркас врачом проработала недолго, а в советские годы пела в хоре, озвучивала фильмы и даже работала в цирке, оставив мемуары о том времени.