По случаю выхода в российский прокат «Черной мессы» с Джонни Деппом. Мы вспоминаем, за что стоит любить актера, переживающего не лучший этап карьеры.

«Черная месса» рассказывает историю Джеймса «Уайти» Балджера — бостонского гангстера, который сколотил свою преступную империю благодаря покровительству ФБР, где многие годы служил важнейшим информатором. Невероятная история Балджера для сегодняшней Америки актуальна по двум причинам. Первая — Уайти много лет скрывался от правосудия по всему миру и был пойман лишь в 2011 году. Вторая — как повод для рефлексии на тему несовершенств государственной машины, чьи благие намерения приводят страну в известные края. Но это то, что касается самой истории, а главным пиар-инструментом фильма Скотта Купера стал не биографический материал, а работа гримеров, которые превратили в Балджера 50-летнего Джонни Деппа. Высокий лоб, зачесанные назад редкие седые волосы, голубые линзы: каждое появление Джонни на экране — это отдельный аттракцион, который, впрочем, сам по себе не вполне дотягивает до того, чтобы называться искусством. Депп, кажется, полностью сосредоточен не на том, чтобы спасти картину от дурно написанного сценария и рыхлой драматургии, а на том, не отклеились ли у него брови.

Иными словами, «Черная месса» — вряд ли тот фильм, который укрепит положение Деппа в современном Голливуде.

Еще совсем недавно Джонни благодаря «Пиратам Карибского моря» был самым высокооплачиваемым актером Голливуда, а сегодня его имя уже не способно обеспечить кассу: «Мордекай» провалился около года назад, а «Черная месса», вышедшая в США в сентябре, пока не окупила бюджет даже с учетом международных сборов. Артиста можно понять: недавно он женился на старлетке Эмбер Херд, а летом еще и выпустил альбом супергруппы Hollywood Vampires, в которой он играет каверы на рок-классику в компании кумиров своего детства типа Элиса Купера. Кино в этой системе координат, конечно, места почти не остается — да и сам Депп говорит, что несколько охладел к основной профессии.

Тем не менее пока окончательное решение об окончании кинокарьеры не принято, «Газета.Ru» решила вспомнить о сильных сторонах актера, которые и сегодня могли бы вернуть ему уважение старых поклонников и приятно удивить тех зрителей, которые выросли на «Пиратах Карибского моря».

«Плакса» (1990)



Мелодраматический ретромюзикл о подростковой любви — ярчайшее напоминание о том, что Деппу действительно ужасно идет образ рок-звезды. Достаточно сказать, что, получив главную роль в «Плаксе», Джонни не только не испугался соседства в кадре с одним из своих кумиров — Игги Попом, но и не потерялся на его фоне. Отметим также, что к рок-н-ролльному образу актер вернулся вновь, спустя год после «Плаксы» — в клипе на песню Тома Петти «Into The Great Wide Open», который режиссер Джулиен Темпл превратил в настоящий короткометражный фильм.



«В последний момент» (1995)



В последние годы мы немного позабыли, что Депп всегда был настоящим актером-хамелеоном, способным перевоплощаться до неузнаваемости без помощи дорогого грима. Например, в одной из первых своих работ в жанровом кино — триллере Джо Бэдэма «В последний момент» — актера с непривычки можно и не узнать. Здесь он сыграл подслеповатого бухгалтера, который вынужден принять участие в покушении на члена правительства ради спасения дочери. Зрители, привыкшие к мачистской и эксцентрической ипостасям артиста, наверняка будут удивлены тем, насколько достоверно он может сыграть растерянность попавшего в переплет клерка.

«Мертвец» (1995)



Абсолютный и непререкаемый шедевр в фильмографиях Джима Джармуша и Джонни Деппа, картина об умирании как путешествии и о том, как стихи становятся пулями. Фильм, в котором Депп не просто вновь появляется в образе несколько потерянного и даже трусоватого героя, но почти без слов играет превращение этого персонажа в поэта-воина Уильяма Блейка. В принципе, именно благодаря этой роли зрители, которым уже исполнилось хотя бы 30 лет, способны простить Деппу кабалу «Пиратов».

«Донни Браско» (1997)



Размашистая криминальная ретродрама, рассказывающая о том, как работающий под прикрытием спецагент находит друга в лице стареющего мафиози, которого из рабочих соображений вынужден предать. Впрочем, популярный в прошлом жанр криминальной саги здесь менее важен, чем без скидок фантастический дуэт Деппа и Аль Пачино.

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)



Еще один классический фильм, который никак невозможно обойти, — психоделическая экранизация повести Хантера Томпсона, осуществленная Терри Гиллиамом. Депп здесь сыграл альтер эго писателя Рауля Дюка, и именно на площадке «Страха и ненависти...» ему первый раз удалось примерить лысину — которая стала, напомним, ключевым аттракционом «Черной мессы».

«Однажды в Мексике» (2003)



Уже подписав контракт по «Пиратам», Джонни все же нашел время, чтобы выбраться на площадку сиквела «Отчаянного» Роберта Родригеса. Несмотря на то что формально главным героем картины является Музыкант в исполнении Антонио Бандераса, агент ЦРУ Сэндс, сыгранный Деппом, фактически оттеснил его с первого плана. Причиной тому идеально продуманный образ и навсегда отпечатывающаяся в памяти «слепая» перестрелка ближе к финалу фильма.

«Джонни Д» (2009)



Джон Диллинджер, которого Депп сыграл в не вполне понятом критикой фильме Майкла Манна, стал, пожалуй, последней однозначно выдающейся работой актера. Депп здесь играет абсолютную вещь в себе, человека, который определяется прежде всего через действия, а не через слова. Джонни рисует образ и характер героя минимумом художественных средств, ни капли не романтизируя знаменитого грабителя. Однако симпатии зрителей преимущественно все равно оказываются на его стороне.