Она умеет быть простой и естественной, в ее натуре удивительным образом сочетается блестящий талант актрисы и умение оставаться собой. Она может быть хрупкой и беззащитной, а если потребуется — проявить твердость характера и не поступаться своими убеждениями ради выгоды. Со своим мужем Александром Лазаревым они прожили вместе счастливых пятьдесят два года, воспитали прекрасного сына, построили дом и талантливо сыграли свои роли в театре и кино.



Научиться говорить: «нет»

Светлана Владимировна Немоляева родилась и выросла в Москве в семье кинорежиссера Владимира Викторовича и звукорежиссера Валентины Львовны Немоляевых. Ее предки по материнской линии были украинскими дворянами, а семья отца происходила из древнего старообрядческого рода, что подтверждает и происхождение фамилии (Немоляевы — неправильно молящиеся). В 1938 году Владимир Викторович снял любимый фильм-сказку советской ребятни «Доктор Айболит», а в 1944-м стал одним из режиссеров культовой картины о Второй мировой «В шесть часов вечера после войны». Многие столичные знаменитости бывали в скромной коммунальной квартире на Плющихе, где жила эта дружная, гостеприимная семья.

Неудивительно, что для Светланы и ее брата Николая, живших в атмосфере кино, не стояла проблема выбора профессии. В восемь лет девочка впервые снялась в фильме «Близнецы», затем были другие эпизодические роли — в фильмах «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс». «Когда мы с братом подросли, Николай пошел во ВГИК на кинооператорский, я — в Щепкинское, у нас появилась большая общая компания. В нашей коммуналке собиралось до 30 человек. Мы были шестидесятниками. Это великое время», — вспоминает о своей юности актриса.

Цитата

Я влюбилась в Сашу. Целовались на ступеньках в театре, чтобы никто нас не видел, а весь театр уже знал о нашем романе, все ждали, когда мы поженимся. И, когда мы об этом сказали, все наконец вздохнули с облегчением.

Светлана Немоляева, актриса

Мысли о том, что в актерской судьбе бывает и отсутствие ролей, и отказы режиссеров, даже не приходили. Была радость общения в прекрасной компании, в которую входили и будущие режиссеры, художники, скульпторы, актеры, литературоведы — счастливое время молодости и уверенность в том, что жизнь прекрасна. «Мне было важно самой кокетничать. Серьезных увлечений у меня тогда не было», — признается Светлана Владимировна. Зато, судя по воспоминаниям ее брата, известного кинооператора Николая Немоляева, в Светлану были влюблены многие. А один из друзей-однокурсников — Эрик Абрамян — заказал ко дню ее рождения по телефону в Ереване двадцать одну розу. Букет прибыл на самолете и был вручен по назначению, но красавица отнеслась к влюбленному в нее юноше с сочувствием, но не более — ведь свою любовь она еще не встретила.



Пожалуй, персонаж, за который любят Немоляеву сильнее всего, — Ольга Рыжова из «Служебного романа»

Не отчаиваться

В 1958 году начинающая актриса снялась в роли Ольги Лариной в художественном фильме по одноименной опере «Евгений Онегин». Режиссер Роман Тихомиров утвердил Немоляеву на роль после первой пробы — настолько безмятежная наивность и доверчивость актрисы совпадали с образом, в который ей предстояло воплотиться. В Театр имени Маяковского режиссер Николай Охлопков принял ее на роли инженю-кокет — доверчивых простушек, которых она сыграла великое множество. Были, правда, и драматические роли, например, роль Офелии, и все-таки не приносящих удовлетворения от работы ролей было больше. В кино долгих двадцать лет ее тоже не снимали, бесконечное участие в кинопробах было бесплодным и унизительным. «Ты приходишь. К тебе относятся со вниманием как к потенциальному участнику съемок. А потом даже не звонят. И однажды я просто себе сказала: «Это не твоя Муза».



Понимать и поддерживать друг друга

Александра Лазарева — своего мужа Светлана Немоляева встретила в театре, куда пришла помочь в качестве напарницы поступающей сюда подруге. Александр тоже пришел с поступающим другом. Но неожиданно приняли Немоляеву и Лазарева, а не их друзей. Светлана Владимировна так вспоминает об этом времени: «Мы познакомились в 1959 году, а весной следующего года поженились. Сначала он никакого впечатления на меня не произвел, к тому же у меня был роман с одним человеком. Но потом я влюбилась в Сашу. Целовались на ступеньках в театре, чтобы никто нас не видел, а весь театр уже знал о нашем романе, все ждали, когда мы поженимся. И, когда мы об этом сказали, все наконец вздохнули с облегчением». В загс Светлана пошла в платье, которое мама перешила из купленного накануне шелкового халатика, а у Александра на все случаи жизни была единственная черная водолазка. Свадьбы не было: вечером предстоял спектакль.

Цитата

Фильм «Еще раз про любовь» Светлана посмотрела лишь раз: слишком тяжело было видеть, как герой ее мужа целует на экране героиню Татьяны Дорониной.

Жили поначалу у родителей Светланы, через три года получили комнатку в общежитии. Молодые супруги были полностью поглощены театром, любовь к которому объединяла их. Оба не любили выходные, с радостью спешили в театр. Всегда поддерживали друг друга в работе. В этой семье всегда вместе радовались успеху, утешали друг друга в неудачах. Атмосфера любви и взаимопонимания притягивала в их скромный уголок множество друзей. Места хватало всем, но было так тесно, что режиссер Андрей Тарковский как-то раз забрался на шкаф.



Кадр из того самого фильма «Еще раз про любовь», где Александр Лазарев снимался вместе с Татьяной Дорониной

Не быть ревнивой

Через семь лет в семье Александра Лазарева и Светланы Немоляевой родился Шура. Именно в этот период у обоих было очень много интересных ролей в театре. А Александр еще и постоянно снимался. Светлана Владимировна, по ее словам, особо не капризничала, не требовала к себе особого внимания и совершено спокойно отнеслась к тому, что в роддом ее провожал не муж, который в это время был на репетиции, а мама. Рождение сына совпало со съемками фильма «Еще раз про любовь», в котором Александр Лазарев играл главную роль. В перерывах он спешил позвонить домой, чтобы узнать, как чувствует себя маленький сын. Когда фильм вышел в прокат, Светлана посмотрела его только однажды, чтобы не распалять в себе ревность. Она знала, что во время интимных сцен актеры не только не раздевались, но и не разувались, однако смотреть, как муж целует на экране другую женщину, было неприятно.

Не отчаиваться

Светлана Владимировна всегда тяжело переносила разлуку с мужем. Тем более что Лазарев в молодости очень много снимался. Потом был ее успех в «Служебном романе», фильме Эльдара Рязанова. И она уезжала на встречи со зрителями. Но за всю жизнь они ни разу не отдыхали друг без друга. Светлана Владимировна никогда не понимала, когда говорят: «Я поеду, отдохну от семьи, немножко приду в себя». Когда Александра Сергеевича не стало, ей пришлось учиться жить заново. Это было трудно, почти невозможно. Но рядом с ней были и есть ее сын, невестка и внуки, которым она дорога, есть любимый театр и благодарные зрители, для которых она и в жизни прекрасный пример для подражания.