Никому не подражать
Родилась будущая балерина 20 ноября 1925 года. Ее мать — выпускница ВГИКа — была актрисой тогда еще немого кино и снималась под именем Ра (Рахиль) Мессерер. Отец Михаил Плисецкий по специальности был горным инженером. В начале тридцатых годов его назначили генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене.
В своих воспоминаниях Майя Плисецкая призналась, что с детства была независимой. Например, попытка родителей отдать ее в детский сад, в котором детей воспитывали как юных ленинцев, завершилась побегом девочки. Профессию за Майю никто не выбирал, но сказалось влияние близких родственников Асафа и Суламифь Мессерер — знаменитой балетной пары, танцевавшей на сцене Большого театра. Другой дядя по материнской линии — Азарий Мессерер (псевдоним Азарий Азарин) стал одним из первых драматических артистов, получивших звание «Заслуженный артист РФ». Нет ничего удивительного в том, что любовь к танцу обнаружилась у девочки с ранних лет. Важное место в творческой биографии Майи Плисецкой заняла учеба в хореографическом училище у педагогов Большого театра Долинской, Гердт и Вагановой.
В 14 лет юная балерина уже станцевала «Умирающего лебедя». Постановщиком была ее тетя Суламифь, вдохновленная пластичностью рук своей племянницы. За свою жизнь Плисецкая станцевала эту роль несчетное количество раз: под аккомпанемент скрипки, под виолончель Ростроповича, под пение Монсеррат Кабалье. И всегда это было по-разному. Она подолгу наблюдала за величавыми птицами: их взмахом крыльев, наклоном головы, чтобы затем воплотить этот образ на сцене. «Вы спрашиваете меня о руках? Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Все участвует в танце: ноги, корпус, голова и, конечно, руки. Когда-то в балете руки были очень традиционны, сусальны. В «Лебедином» они складывались вот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями, трепетными, тревожными. Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, у каждой балерины они должны быть свои. Их нельзя взять напрокат. Ваганова говорила: пусть хуже, но свои», — призналась Плисецкая в одном из документальных фильмов.
Поэтому: не надо бояться себя самой — своей внешности, мыслей, способности — всего, что делает нас неповторимыми. Стремясь подражать кому-то, пусть даже очень красивому, умному, талантливому, мы можем только потерять свою индивидуальность, утратить в себе что-то очень важное и ценное. А любая подделка всегда хуже оригинала.
Не идти на поводу у обстоятельств
Училась Майя Плисецкая упорно, с большим усердием. Но тридцатые годы — годы репрессий — разрушили счастье и надежды юной балерины. Был арестован и расстрелян отец, арестована и направлена в ссылку мать. Ее приютила та же тетя — Суламифь. Несмотря на ужасы тех лет, театр жил своей жизнью. Юной балерине доверили партии в «Спящей красавице» и «Снегурочке». Она исполнила роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане», станцевала партию Царь-девицы в «Коньке-горбунке». В пятидесятые годы талант ее продолжает развиваться, она получает ведущие партии и в других балетах. Однако своенравный, независимый характер и наличие родственников-эмигрантов в США делали ее невыездной. За ней колесила по городу машина КГБ. Творческая биография Майи Плисецкой едва не завершилась: она предъявила ультиматум руководству театра в письменной форме и в отчаянии уволилась. Через какое-то время балерину вернули в театр. Ей откровенно намекали на необходимость «покаяться», «признать свою вину». Она упорно молчала. Однако даже в этой обстановке всеобщей травли держалась независимо. Позднее она признавалась, что больше сил уходило на борьбу с этими препятствиями, чем на балет. Но «прогнись» она ради карьеры — это была бы уже не Плисецкая.
Поэтому: когда жизнь устраивает очередной экзамен и требует, чтобы мы изменили своим жизненным принципам, вспомните совет великой балерины о том, что наша судьба — это наш характер. Есть вещи, в которых просто необходимо проявить стойкость, и это сделать легче, если перед глазами есть такой вдохновляющий пример.
Всегда быть в форме
Не имея возможности покупать хорошую одежду во время зарубежных гастрольных поездок, как это делали ее многие коллеги, Майя Плисецкая гастролировала с небольшой частью труппы по стране. Заработанные таким образом деньги балерина тратила у фарцовщицы Клары, втридорога продававшей импортные вещи. Все восхищались красотой и грацией примы-балерины, а она для того, чтобы поддержать свой статус, шла на ухищрения, перекраивая изношенное каракулевое манто и щеголяя в нем потом, как королева. Со своим будущим мужем Родионом Щедриным Плисецкая встретилась впервые в доме Лили Брик. Но влюбился в нее он спустя три года, когда шла работа над его балетом «Конек-горбунок». Майя репетировала у станка в облегающем трико «от Клары», в которое теперь одеты все балерины и гимнастки, а тогда этот костюм был только у нее. Щедрин позднее признавался, что его поразили великолепные формы Майи, и он предложил ей встретиться. Поженились они уже через полгода после той репетиции.
Поэтому: не будем забывать о необходимости быть красивой всегда. Ведь мы не можем знать, в какой момент в двери постучится наша судьба. Обидно будет потерять своего суженого из-за собственной лени.
Не опускаться до мелочных упреков
Если творческую биографию Майи Плисецкой во многом определил ее нелегкий характер, то в остальных вопросах она демонстрировала поразительную покладистость. Родион Щедрин в одном из интервью признался: «Нас просто свел Господь, мы совпали. Мне с Майей просто. У нее есть одно потрясающее качество: она отходчива, замечательно отходчива! По-моему, это одно из условий долгой семейной жизни: женщина не должна таить обиду на близкого человека». Еще в начале совместной жизни произошел такой случай. В гостях был дядя Щедрина. Собирались пить чай. Родион, в ожидании Майи, уронил торт. Ее реакция была почти нулевой: уронили и уронили. После чего дядя решительно одобрил выбор племянника.
Поэтому: прежде чем дать волю своим негативным эмоциям, задумайтесь: стоит ли разбитая чашка или неловкая фраза целой ссоры? Женщина, которая впадает в истерику из-за любой мелочи, постепенно теряет свою привлекательность в мужских глазах. И наоборот, та, что относится к жизненным казусам с юмором и не делает слона из мухи, всегда будет любимой и желанной.
Не стареть!
Ей всегда хотелось танцевать Кармен, и Родион Щедрин написал специально для нее музыку к балету, который она танцевала, пока не ушла со сцены. Правда, министр культуры Фурцева, после премьеры возмущенно заявила, что из «героини испанского народа сделали женщину легкого поведения», но балет удалось отстоять. Майя Плисецкая признавалась не раз, что благодаря Щедрину она так долго оставалась на сцене. На каждый ее юбилей Щедрин дарил своей любимой балет: «Не бриллианты же тебе дарить!» Она остается источником его вдохновения.
Ей доставляло удовольствие искать молодые таланты. Ради Светланы Захаровой вернулась в Большой театр, чтобы помочь с постановкой «Кармен-сюиты». Поддержала школьницу Полину Симеонову, увидев на конкурсе, и «благословила» балерину Людмилу Коновалову, убедив в том, что ее ждет международная сцена. Своей жизнью она довольна: «И в Канаде или Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. В царствие Сталина. Затем при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи! Я и жила. Себе говорю честно. Ни детей, ни старцев не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила… Спасибо природе своей. Выдюжила, не сломалась, не сдалась».
Поэтому: творческое долголетие и долголетие физическое тесно взаимосвязаны. Очень важно заниматься тем, что приносит радость. Важно жить среди людей, которых ты любишь. Жить там, где тебе нравится, делать то, что не противно твоей совести. И тогда на склоне дней можно будет сказать своей судьбе: «спасибо».