Когда речь идет о взаимной любви, имеют в виду историю чувства обоих возлюбленных. Но пример Джульетты Мазины доказывает, что у каждой из нас может быть и своя, личная. История чувства женщины к любимому, не похожая на его любовь. То, что известно публике, — красивая, загадочная и трагическая история для «папарацци». Тех самых, которыхи увековечил сам Феллини в «Сладкой жизни». Жизнь на надрыве, с итальянскими страстями, изменами и самопожертвованием. История, завернутая в красный шарф Маэстро, придуманная, срежиссированная и отыгранная этой гениальной парой.

Все помнят актрису, плачущую на вручении «Оскара», ее трогательную улыбку сквозь слезы, сердитый окрик маэстро «Джульетта, не плачь!», знают о мемуарах его «любовниц» и «чудесных артишоках» в Австралии, в которой Джульетта и Федерико никогда не были. Но есть и другая сюжетная линия. История Женщины и Мужчины длительностью в пятьдесят лет. Эта настоящая и долгая любовь не освещена софитами, закрыта для посторонних. И если с мужчиной все более-менее понятно — Гений, Художник, Мужчина, в конце концов, — то женский образ остается противоречивым. Жертва или мудрая женщина, слепившая из своей любви и себя и его? Грустный клоун, «Чаплин в юбке», «маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка» или Богиня, позволявшая себе на людях устраивать ему сцены и одна из тех двоих, кто мог курить в его присутствии (вторым был Марчелло Мастрояни). Несчастная мать, лишенная материнства и не имевшая семьи в обычном понимании этого слова, или Женщина, выстроившая свою судьбу так, как ей хотелось?

Великая Актриса. Великий Режиссер

Как считают многие критики и биографы, тремя составляющими успеха Феллини были его природный гений, удача и… женитьба на Джульетте Мазине. Однажды он выбрал ее для роли актрисы в экранизации своей постановки «Чикко и Паллино», тогда же и доверил ей роль жены и музы — единожды и навсегда. Джульетта Мазина не была красавицей, но она воплотила в себе запомнившейся ему с детства образ трогательного, маленького клоуна: «Когда мне было семь лет, родители впервые повели меня в цирк. Меня потрясли клоуны. Я не понимал, кто они — животные или духи? Смешными я их не находил. Из детства в мою жизнь пришли два героя: бабушка и один из этих клоунов. Наутро после первого посещения цирка я встретил его у фонтана на площади. Это был Пьеро. Его маска меня не пугала. Я уже и тогда понимал, что мы с ним — люди одной крови. Его равнодушие к условностям было мне по душе». Джульетта стала для него добрым духом, который вел его по жизни и поддерживал веру в то, что он делает, в себя. Просто потому что она верила в него и тоже презирала условности, иначе жить с Федерико Феллини было невозможно. У Джульетты никогда не было дорогих платьев, шуб и бриллиантов. Многие роковые женщины пытались добиться благосклонности Феллини, но единственной оставалась Мазина. «Это все равно не сделает меня красивее», — говорила она и оставалась в образе, предложенном ей мужем. Это ее желание воплотилось в шедевральных фильмах, в которых Джульетта сыграла свои лучшие роли. И там она прекрасна, неповторима и гениальна! Лучших фильмов Феллини не было бы без актрисы Джульетты Мазины. Но и великой актрисы Мазины не было бы без фильмов Феллини.

Поэтому: любой союз — это своеобразный творческий тандем. Даже если вы не актриса, и он «не Феллини», необходимо давать друг другу двигаться вперед и уважать интересы партнера. Гармоничное развитие пары, неугасающая тяга друг к другу и покорение новых вершин возможны только при взаимной поддержке. Можно критиковать, спорить и давать советы, главное — не оставаться безучастным. Это касается и карьеры, и хобби, и воспитания детей. Это и есть решение извечной проблемы, как продолжать быть интересными друг другу. Искреннее участие и доверие в выборе — два важных фактора, делающих пару успешной и позволяющих отношениям развиваться.

Красные шарфы и наличные

Знаменитые красные шарфы режиссера, ставшие его визитной карточкой и покупаемые в самых дорогих магазинах мира, могут стать символом и еще одного опыта. Несмотря на грандиозный успех, «Оскары» и известность, Феллини и Мазина жили достаточно скромно. Дело в том, что режиссер не умел и не желал учиться обращению с деньгами. В один миг он мог потратить всю имеющуюся сумму на свою минутную прихоть — будь то апартаменты, в которых останавливались звезды кино, или обед в дорогом ресторане. В какой-то момент он даже перестал носить с собой наличные, зная свою слабость. Его пассии не оставалось ничего, кроме как научиться экономить. Феллини комментировал это так: «Счастливое соединение разума и плоти. Джульетта Мазина всегда прочно стояла на земле — я же вечно витал в облаках…» Вера в мужа и это умение стоять на земле заставляли Джульетту действовать. Она настаивала на том, чтобы муж снимал фильмы самостоятельно, подыскивала инвесторов, включалась во все процессы от обсуждения сценария до выбора актеров. Феллини нуждался в этом участии. Более того, он требовал присутствия жены на съемочной площадке, а если ее не было, требовал, чтобы она оставалась хотя бы на телефонной связи.

Поэтому: в паре важно понимать слабые и сильные стороны друг друга. Кто-то может так замечательно спланировать бюджет семьи на год, что отпуск позволит провести в Мексике, а кто-то способен выбрать обивку дивана так, что она будет идеально сочетаться с уже имеющимися шторами. Можно увидеть друг в друге и гениальный кулинарный талант, и неумение общаться с соседями. Это видение поможет избежать неоправданных ожиданий, взаимных претензий, а значит, и лишних конфликтов. Возможно, понадобится и умение в нужный момент брать на себя ответственность за вас двоих. Иногда факт принятия решения гораздо ценнее, чем его правильность или неправильность.

Ревность как норма жизни

Федерико с удовольствием вел богемную жизнь со всеми составляющими: ночными приключениями, творческим общением в неформальной обстановке, пропаданием сутками у друзей в гостях или редакциях. Он не скрывал от Джульетты, что среди них есть и женщины. «Женщины думают, что когда вы спите с кем-то помимо жены, то отдаете той, другой, не только свою плоть, но и душу. Но мужчины знают, что это не так. Однако как объяснить жене, что некую часть вас кто-то просто одолжил на ночь?» Жена не разделяла его взглядов на полигамию как норму мужского существования, и, скорее всего, ее не радовала откровенность мужа, который от прямоты душевной сообщал о похождениях раньше утренних газет. Но Джульетта терпела эту сторону жизни с возлюбленным мужем, и здесь придерживаясь выбранных правил. Изменить его она не могла. И выбор «принимать или уходить» сделала такой, какой сочла нужным.

Поэтому: иногда важно уметь прощать и уступать. И прежде чем принимать окончательное решение, хорошо взвесить все «за» и «против». Лучше, если вы заранее будете понимать, на какие жертвы готовы пойти ради сохранения отношений. И каким бы ни было решение, оно должно быть только вашим, а не подсказанным мамой, подругой или Ларисой Гузеевой по телевизору. Семья — это то, что касается только двоих. Это установленные вами двоими законы и решения.

Любить и снова любить

Чужие истории о любви всегда выглядят более романтичными, чем то, что происходит с нами в нашей жизни. Можно много говорить о странностях и противоречиях в этой паре, долго спорить о том, кто плохой, а кто хороший, и решать, есть ли среди этих двух гениев злодей. Можно удивляться тому, как они прожили пятьдесят лет вместе и гадать, что их связывало. Можно разгадывать секреты их взаимоотношений. Но главный секрет прост: они действительно любили друг друга. И лучше многих слов об этом свидетельствует их отношение друг к другу. Уже тяжелобольная Джульетта Мазина не соглашалась лечь в больницу и даже не говорила мужу о недуге, чтобы не беспокоить его. И согласилась, только тогда, когда муж сам лег на лечение. Когда пациент Феллини узнал о том, что жена при смерти от случайно проговорившегося друга, он тут же выехал к своей Джульетте в Рим. Он мог умереть в дороге, так как тяжело отходил от сердечного приступа, но жить без Джульетты он тоже не смог бы. И она не смогла жить без него, пережила своего Маэстро всего на пять месяцев. Друзья вспоминали, что она почти не разговаривала все это время и только повторяла: «Без Федерико меня нет». А она, по словам самого Феллини, была «звездой всей его жизни».

Поэтому: любите друг друга. Это важнее всего. Если есть любовь, всегда можно понять, принять, простить и преодолеть стереотипы. Если есть любовь, всегда будет интерес друг к другу и желание двигаться вперед вместе. Кто любит, тот всегда счастлив. У Федерико Феллини и Джульетты Мазины было это счастье. А разве это не то, ради чего мы любим?