Покидая кинозал, зрители фильма «Стыд» Стива Маккуина никогда не забудут две сцены. В первой герой Майкла Фассбендера — эротоман Брэндон — просыпается голым в своей пустой квартире, встает и вальяжно направляется в сторону камеры. На экране в утреннем свете предстает во всей красе мужское достоинство Фассбендера. Это первый из многочисленных безупречно срежиссированных кадров причинного места актера, возникающих на протяжении всего фильма. Благодаря чему «Стыд» попал в цензурную категорию «Детям до 17 просмотр запрещен». Вторая сцена — после долгого ночного рыскания в поисках добычи и неожиданного небольшого эротического приключения в задней комнате гей-клуба Брэндон оказывается в постели с двумя женщинами. На его искаженном лице мы видим смесь животного исступления и полного отчаяния.
Первая сцена стала главной темой обсуждения среди зрителей и критиков после премьеры «Стыда» на Венецианском кинофестивале в прошлом году. Но именно второй фрагмент с его мрачной двусмысленностью помог 35-летнему актеру завоевать высшее признание в Венеции и принес ему номинацию на «Золотой глобус». Но, что важнее всего, благодаря роли в «Стыде» Фассбендер закрепил за собой репутацию актера, способного меняться на экране до неузнаваемости.
Немец по рождению, Фассбендер рос в Ирландии. В 19 лет поступил в лондонскую школу драматического искусства и через несколько лет получил незначительную роль в мини-сериале «Братья по оружию» (2001). Однако карьера пошла в гору только после того, как Фассбендер засветился у Стива Маккуина в «Голоде», исполнив роль Бобби Сэндса — сидящего за решеткой активиста ИРА, чья смерть в 1981 году после 66-дневной голодовки вызвала волну протестов в сепаратистки настроенных районах Северной Ирландии.
Для этой роли Фассбендер с его ростом в 1 м 83 см похудел до 57 кг, выживая на 600 ккал в день. Годом позже он сыграл циничного британского шпиона в тарантиновских «Бесславных ублюдках», а в 2011-м — разрывающегося между любовью и долгом мистера Рочестера в «Джейн Эйр», страдающего мегаломанией мутанта Магнето в «Людях Икс: Первый класс» и одного из отцов психоанализа Карла Юнга в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга.
«Как ни странно, Майкла делают хорошим актером черты, традиционно считающиеся женскими, — говорит Маккуин, который собирается работать с Фассбендером уже в третий раз, над фильмом «12 лет рабства». — Поймите меня правильно, он очень мужественный. Но больше всего я ценю в нем то, что он понимает: персонаж, которого играет актер, должен быть близок зрителю. Многие кинозвезды совсем лишены человечности — в каком-то смысле они сверхлюди. Из-за этого между ними и публикой возникает барьер. А в Майкле есть уязвимость, которая позволяет ему беспрепятственно выстраивать отношения со зрителями».
«Его героям можно простить даже самую низкую подлость, — говорит Кира Найтли, которая снималась с актером в «Опасном методе». — Майкл умеет расположить к себе аудиторию, заставляя ее ежесекундно анализировать ситуацию и подвергать сомнению только что сложившееся впечатление».
Актер Джош Бролин, который два года назад сыграл с Майклом Фассбендером в фантастическом боевике «Джона Хекс», по просьбе Interview позвонил ему из Лос-Анджелеса.
БРОЛИН: Ты сейчас где?
ФАССБЕНДЕР: В Лондоне. Но уже на этих выходных буду в Лос-Анджелесе. Прилетаю со Стивом Маккуином, Стивеном Содербергом и Дэвидом Кроненбергом...
БРОЛИН: ...и еще с каким-нибудь режиссером, с которым ты решишь завтра потусоваться. Кстати, а мы ведь с тобой, по-моему, ни разу по телефону и не разговаривали.
ФАССБЕНДЕР: Знаю, да. Это очень странно.
БРОЛИН: У тебя по-прежнему нет мобильника?
ФАССБЕНДЕР: Ну, вообще-то есть.
БРОЛИН: Где-то? (Смеется.)
ФАССБЕНДЕР: Да я просто два месяца колесил по Европе на мотоцикле и почти не включал телефон. Мы с отцом проехали больше 8000 км. Были в Голландии, Германии, Австрии, Словении, Хорватии, Италии. А потом я один прокатился еще немного по Франции и Испании.
БРОЛИН: А что у вас за мотоциклы?
ФАССБЕНДЕР: У отца Triumph Tiger. Мой Speed Triple свистнули в прошлом году, и я купил новый BMW, модель R 1200 GS Adventure.
БРОЛИН: Эх, круто! А я мечтаю хотя бы раз выключить мобильник. Но давай о кино. Ты снялся в двух фильмах Стива Маккуина и будешь играть в третьем. Я познакомился с ним тогда же, когда и с тобой. В Торонто, да?
ФАССБЕНДЕР: Точно. В 2008-м.
БРОЛИН: Помню, что ты, я, Стив Маккуин, Шон Пенн и еще кто-то зажигали в номере. Стив рассказывал, как снимал «Голод». Никто из нас толком ничего не знал об этой ленте. А потом я посмотрел ее и подумал: «Настоящая жесть. Совсем не похоже, что это сделал тот милый парень, с которым мы веселились».
ФАССБЕНДЕР: Да, Стив такой. В нем одновременно уживаются наивный мальчик и мудрый старик. Первое, что меня в нем поразило, — как он напрямую говорит все, что думает, не выбирая выражений. Ему нельзя впарить фигню. И ему хочется доказывать, что ты хороший актер. Однажды во время съемок «Стыда» я заявил Стиву: «По-моему, получилось неплохо для первого дубля», а он меня отозвал и тихо сказал: «Это говоришь не ты, а какой-то странный чудила. Мне в этой сцене нужно другое». Философия Стива: «Делай все, что в твоих силах, потом узнаешь, чем это для тебя обернется. Мы ведь все рано или поздно умрем, так что терять нечего. Упадешь лицом в грязь — так тому и быть».
Но мне кажется, что это такая же болезнь, и ее нужно лечить»
БРОЛИН: Знаешь, я смотрел «Стыд» в 10 утра в зале киностудии Fox. На показе не было никого, кроме нас с женой (актриса Дайан Лейн. — Interview). Кстати, Дайан просила передать, что в этом фильме ты просто неподражаем. Там ближе к концу есть сцена, где идеально сочетаются безнадежный ужас и экстаз: ты как бы смотришь со стороны на своего героя и на тот водоворот, из которого он не может выбраться, и понимаешь, что такова его жизнь, и она будет только хуже.
ФАССБЕНДЕР: Да, мой герой своего рода пленник. Странно, но во многих отношениях «Стыд» — это продолжение «Голода». В «Голоде» мой персонаж Бобби сидит в тюрьме. А в «Стыде» Брэндон заключает себя в тюрьму собственного тела — он в плену у своих физических желаний и импульсов. К сексуальной зависимости относятся не так серьезно, как к наркотической или алкогольной. Но мне кажется, что это такая же болезнь, и ее нужно лечить.
БРОЛИН: И эта мысль четко передана в фильме! Твой герой совершает ужасающие поступки, но зритель не может быть ему судьей. В каждом из нас есть пустота, которую мы стремимся заполнить тем или иным образом. Выходя из зала, я не испытывал ни отвращения, ни злости. Когда смотришь в кино на чужие ошибки и страдания, хочешь сделать что-нибудь хорошее. Обнять детей. Поцеловать жену.
ФАССБЕНДЕР: Ты затронул очень интересную тему. Все герои фильма пытаются так или иначе наладить контакт друг с другом. Мы все стремимся достичь определенного уровня близости. В мире столько всего происходит! Нас буквально сбивает с ног шквал информации — нам столько всего продают, рассказывают, какое мы должны производить впечатление и как добиваться успеха, бла-бла-бла. И каковы последствия? Давление, стресс, потребность убежать, скрыться. Ты начал говорить об отвращении. Именно таким я сознательно хотел показать своего героя во время сцен секса, чтобы на них было мерзко смотреть. Но одновременно я делал ставку на то, что Брэндон хочет изменить свою жизнь. Взять, к примеру, его свидание с Марианной. Во время прогулки он ведет себя очень неуклюже, пытаясь быть более открытым, и мы видим, как в нем понемногу начинает проступать что-то трогательно-детское.
БРОЛИН: Ты сыграл у Ридли Скотта в «Прометее», а я работал с ним пять лет назад на «Гангстере». Он потрясающий режиссер.
ФАССБЕНДЕР: Определенно! Ридли — приверженец такой олдскульной философии: всему надо учиться на собственном опыте. Ни одна идея не кажется ему глупой, пока он сам в этом не убедится. Он напомнил мне дирижера старой закалки.
БРОЛИН: А Кроненберг?
ФАССБЕНДЕР: Помню, я посмотрел его «Сканнеров» (1981 года. — Interview), когда мне было 14 или 15 лет, и этот фильм просто...
БРОЛИН: ...взорвал голову?
ФАССБЕНДЕР: Точно! Потом были «Обед нагишом», «Муха» и «Автокатастрофа». Фильмы Кроненберга как будто из другой реальности. Каждому человеку с детства предлагают уже готовые идеи об обществе и реальности. Говорят, что следует соблюдать установленный этикет и вести себя определенным образом. Но что скрывается за этой пропагандой? У Кроненберга границы между фантазией и реальностью размыты. Он — один из немногих, кто делает хоть и жутковатое, но по-настоящему уникальное кино. При личной встрече он оказался очень мягким, великодушным человеком со сногсшибательным чувством юмора. Известно, что хорошие режиссеры превосходно манипулируют людьми. Конечно, к этому их вынуждает прибегать профессия.
БРОЛИН: Свойство хорошего режиссера — и я в этом убеждался не раз — умение безошибочно подбирать актеров. Им известно о тебе что-то, о чем ты даже сам не подозреваешь. Как-то за ужином во время съемок фильма Оливера Стоуна «Буш», где я сыграл тогдашнего президента Америки, Ридли посмотрел на меня и сказал: «Никогда не забывай о том, что именно Оливер откопал в тебе». Режиссеры уровня Стоуна и Скотта просто говорят тебе: «Делай все по-своему. Ты можешь, я знаю. Если нужна помощь, я рядом и подскажу. Но ты уже и сам чувствуешь, что нужно делать, даже если не отдаешь себе в этом отчета». А у тебя с Кроненбергом как сложилось?
ФАССБЕНДЕР: Он представляется мне кем-то вроде инженера. Дэвид обожает всевозможные машины и механизмы, ему интересно, как они работают. То же самое с кино. Вместо того чтобы снимать сцену целиком, он делал 30‑секундные общие планы, а потом говорил: «Остановимся на этом, остальное мне не понадобится». Мы снимали все такими вот фрагментами. Сначала я думал: «Черт, я же привык к тому, что каждая сцена снимается целиком». Но потом ты учишься этой новой технике и втягиваешься.
БРОЛИН: Чего ты ищешь, когда выбираешь роль?
ФАССБЕНДЕР: Драму, конфликт. Я люблю, когда любой спорный вопрос поднимается насколько возможно жестко, мне не нравятся подслащенные пилюли. У меня нет никаких ответов — это уж точно. Но это не мешает задавать вопросы, заставлять людей думать и говорить.
Мне не нравятся подслащенные пилюли»
БРОЛИН: Можешь назвать роль, которой ты больше всего гордишься?
ФАССБЕНДЕР: Наверно, в «Стыде». Перед работой со Стивом я играл в пяти фильмах подряд и был очень уставшим. Но во время съемок я открыл для себя совершенно новые нехоженые территории.
БРОЛИН: Ты недавно снялся в нескольких высокобюджетных картинах. А из собственного опыта мне известно, что, когда ты становишься частью одного из таких масштабных проектов, очень легко затеряться в этой машине — что бы это для тебя ни значило. Я не имею в виду чушь вроде: «Блокбастеры — это не искусство, не авторское кино и т. п.». (Смеется.) Все это полная ахинея. Но я, например, недавно закончил сниматься в «Людях в черном — 3», потом в «Гангстерском взводе», а теперь приступаю к работе над ремейком «Олдбоя» — он в той же бюджетной категории, что и «Стыд». Я не говорю, что одно кино лучше другого, но мне кажется, что гораздо сложнее сконцентрироваться на роли в крупном проекте, чем в скромном независимом кино. Для меня «большие» фильмы напоминают работу на большом заводе. У тебя нет такого ощущения?
ФАССБЕНДЕР: Пожалуй, ты прав. Для меня кино всегда было отдушиной, местом, где я скрываюсь от забот. И не важно, смотрю ли я блокбастер «Индиана Джонс» или экспериментальный фильм «Злые улицы» Скорсезе. Для меня оба переживания одинаково важны. Кино всегда рассказывает истории. История может быть захватывающей погоней, путешествием. А может — последовательным комментарием к социальным событиям или авторским художественным высказыванием. Например, одну страницу сценария «Людей Икс» делали два-три дня, а на площадке фильма «Стыд» за вечер снималось по 16–17 страниц диалогов. Но основная разница состоит в том, что в масштабном производстве участвует много людей. И чем больше людей, тем больше мнений. Чем меньше людей, тем меньше они суют нос не в свое дело. А когда и денег мало, ты просто должен делать свое дело и помалкивать. (Смеется.)
Ты — то, что ты сделал сегодня и что собираешься сделать завтра.
Это позволяет не терять здоровое чувство страха»
БРОЛИН: Сегодня ты получил профессиональное признание и можешь позволить себе выбирать. Как ты борешься с чувством, что ты привилегированный, избранный?
ФАССБЕНДЕР: Ты — то, что ты сделал сегодня и что собираешься сделать завтра. Я не живу прошлым. Эта философия позволяет не терять мне здоровое чувство страха. На тебе лежит ответственность перед теми, кто сел и написал сценарий, кто потратил два года на то, чтобы запустить проект, и еще всеми теми, кто в нем участвует. Бывают моменты, когда ты осознаешь, что просто можешь стать нищим, никому не нужным актером. А потом наступает другой момент, когда ты понимаешь: «Черт! Я достиг вершины того, о чем мог только мечтать, и все лучшее в моей жизни только началось».
БРОЛИН: Ладно, когда мы снова будем работать вместе — а я уверен, что это непременно произойдет, — если услышу от тебя: «Эй, где мой чертов латте?!» — я тебя быстро присмирю.
ФАССБЕНДЕР: А я, представь, подойду к тебе и скажу: «Мистер Бролин, позвольте представить вам моего дублера Фредерика. Он будет работать за меня, пока я отдыхаю за кадром». И вернусь к своим мемуарам.