Душа в тонусе
«АиФ»: - Дмитрий, не боитесь, что скоро актёрам только и останется, что мультики озвучивать? Компьютер наступает!
Д.Х.: - Ну, как! А театр вы куда денете? Тоже компьютером закрасите? Нет, мы, актёры, найдём ещё что-нибудь! Да и в кино вряд ли компьютерные персонажи смогут решить все задачи - любовь на компьютере не нарисуешь. Её может сыграть только тот, кто сам пережил это чувство.
«АиФ»: - Но компьютеры учатся! И уже при помощи компьютерной графики смогли оживить Высоцкого, к примеру.
«АиФ»: - Вас тоже так семейная жизнь изменила?
Д.Х.: - Безусловно! Это закон природы. Дозированность, умеренность и незанудная рассудительность - это абсолютно нормальные качества, которые появляются у человека с возрастом. Да, человеку, имеющему отношение к искусству, нужны раздражители. Он не может находиться в состоянии покоя. Ему нужно вибрировать, чтобы душу держать в тонусе.
«АиФ»: - И где вы эти раздражители находите?
Д.Х.: - Это уже вопрос профессионализма.
«АиФ»: - Скорость, адреналин?
Д.Х.: - Уже нет. Это всё было, когда был помоложе, - такой я был… экспрессивный юноша. И скорости были высокие. И алкоголь. Но потихоньку я все эти опасные развлечения из своей жизни убрал. Умеренный стал. Но без той жизни на грани не было бы моей сегодняшней сдержанности. Мне пришлось пройти через очень тяжёлую борьбу с самим собой.
«АиФ»: - И в какой момент вы сказали себе «Стоп! Приплыли!»?
Д.Х.: - (Усмехается.) Когда почувствовал, что начинаю терять здоровье. И рассудок. Эти вещи оч-чень тесно друг с другом связаны! Я много лет пытался бороться, и близкие мои пытались мне помочь… Но окончательное решение, точку поставил я сам - видимо, время пришло. Или опыта отрицательного уже столько набралось… И потерь людей, и растраты себя… Тот ущерб, который нанёс себе самому… Всё это накопилось, и сработал инстинкт самосохранения. И сейчас я эту энергию стараюсь поддерживать. Как? («Молодая жена», - подсказывает сидящая рядом супруга Марина). Вот - молодая жена, юный сын. И природа - спасибо родителям!
«Учиться надо!»
«АиФ»: - К вопросу о принятии решений… Зачем юному Диме Харатьяну понадобилось вписывать в свой первый паспорт в графе «национальность» - «армянин»?
Д.Х.: - Сейчас я считаю себя человеком мира (шутливо расправляет плечи). А тогда это был абсолютно осознанный выбор. Я был воспитан отцом, который наполовину армянин. Он много рассказывал мне о том, через что пришлось пройти армянскому народу, про геноцид, резню… Это и привело меня к мысли, что в паспорте я должен быть записан как армянин! Я на самом деле верил: так я поддержу эту нацию, которая оказалась разбросана по миру (смеётся).
Я понимаю, к чему вы ведёте. Ксенофобия - страшная вещь, с годами она только обостряется, несмотря на усилия государства и всех здравомыслящих людей. Я прекрасно помню своё детство - я рос и на улице, и в пионерских лагерях, где собрались те ещё компании. Там были ребята разных национальностей. Да, подтрунивали друг над другом. Но того, что сейчас происходит, не было: «чурками» или «урюками» никто никого не называл. И нерусские - в том числе и я - не чувствовали себя изгоями.
«АиФ»: - На вашем сайте один из посетителей написал: «Такой романтики, бесшабашности, открытости, как у Харатьяна, в новых молодых артистах нет». Почему? Не до романтики нынче?
Д.Х.: - Не согласен! Есть такие артисты! Паша Деревянко, например. Абсолютно открытый, искренний человек. Да и вообще артист без этого ощущения детскости, наивности - не артист. Да, время другое. Безусловно, жёсткое, жестокое даже. И все, включая меня, стали более циничными. Мы постоянно считаем, просчитываем, потому что сегодня царит идеология рубля. Или доллара. Золотой телец, к сожалению, - царь и бог. Мы все живём под этим знаком. И что? Значит, надо пережить этот дикий (или какой он там у нас) капитализм.
Каждому времени, я считаю, - свои герои. Значит, такое сейчас время. И не уверен я, что романтиков сегодня не осталось. Они есть и будут. Потому что на них держится мир. Просто наша страна сейчас проходит такой этап, что люди эти не очень заметны… Для чего-то нам это нужно, какие-то уроки из этого мы должны будем извлечь.
Да, молодёжь сегодня вынуждена постоянно считать. Но ведь весь мир считает! И Голливуд считает, когда тот или иной проект затевает. Но они умеют делать хорошее кино, где не только спецэффекты, но и настоящие страсти, и трагедии. Они это могут. А мы почему не можем? Значит, учиться надо. И у некоторых это уже получается.
Харатьян о работе над мультиком «Тачки-2»