По всей Москве висят афиши этой яркой, колоритной певицы. А мы вспоминаем маленькую Тамарико, голосок которой радовал многих. Она несколько раз была замужем, а потом поняла, что по-настоящему обручена только с Искусством. А самые близкие люди для нее – мама и сын…

- Тамара, в начале 70-х мы впервые увидели на эстраде худенькую 9-летнюю девочку с красивыми серыми глазами в качестве солистки детского грузинского ансамбля «Мзиури». В этот коллектив принимали только одаренных детей. А почему именно вы стали звездой? Это талант, характер или счастливый случай?

- Чтобы стать настоящей «звездой», нужны все компоненты, которые вы назвали. Я получила классическое образование, окончила Тбилисскую консерваторию по классу композиции и фортепиано и специальный колледж по классу вокала. В 19 лет мне повезло – я стала лауреатом Международного конкурса «Золотой Орфей» в Сочи в 1981-м году, потом посчастливилось получить 1-ю премию на Международном конкурсе «Золотой Орфей» в Софии, так что Болгария стала моей «крестной матерью»…

- Да и ваша родная мама, человек необыкновенной души, всегда рядом, постоянно поддерживает…

- Моя мамочка сделала все, чтобы я реализовалась. Но она была не такой мамой, как у Софи Лорен, которая всеми правдами и неправдами стремилась к тому, чтобы дочь сделалась знаменитой. Просто она посвящала мне все свое время. Мне пророчили будущее пианистки, я играю с пяти лет, а пою с трех. Надеяться только на удачу – слишком примитивно. Чтобы стать любимой артисткой в СССР, надо было иметь что-то свыше. Мама старалась меня многому научить, а там уж…

- У вас есть свои особые ритуалы перед выходом на сцену? И что или кто вас еще поддерживает – гены предков?

- Ой, вы знаете, я всегда так трясусь перед концертом! Сложилась такая традиция – мама поцелует в лоб, в ручку, перекрестит меня, а потом я выхожу на сцену. Моя мамочка очень музыкальная, она замечательно поет, играет на пианино, хотя по профессии педагог русского языка и литературы. А вот бабушка по отцу была педагогом музыки, папа же – кибернетик… Семья – это большая поддержка! Сын Александр всегда гордился мной, когда был маленьким, ездил с нами на гастроли. Иметь детей – эта миссия женщины на Земле, как бы высокопарно это ни звучало! В Грузии было много великих актрис, которым это совсем не мешало блистать на сцене. Сандро мне всегда помогал, хотя сам никогда не хотел стать артистом. Эта самая зависимая профессия на свете. Сын обладает настоящими мужскими качествами, у него всегда есть своя конкретная позиция – он сильный, в душе бунтарь. И в то же время очень трепетный. Сила и нежность в нем замечательно сочетаются.

- Его отец Георгий был режиссером на тбилисском ТВ. Потом вы были замужем за врачом. И даже в Америке пожили, но не смогли привыкнуть к спокойной жизни в «золотой клетке» у богатого поклонника. Победила сцена! А вашими близкими городами стали не только Тбилиси и Москва, но и Париж. Почему именно Франция? Вам нравится ее столица – город-праздник?

- Когда человек что-то выбирает, это должно быть нечто красивое и необычное. Как в словах выразить свою любовь и почтение к Парижу? Там каждую минуту что-то происходит, считается большим грехом это проспать. Единственное желание – заснуть очень поздно и проснуться очень рано, чтобы не потерять ощущение вечной молодости, влюбленности, весны… Поверьте, Париж удивляет, влюбляет и никогда не разочаровывает. У нас эти чувства обоюдные: именно там я получила первое европейское признание, у меня был в 1994-м году сольный концерт в «Олимпии». Поэтому волна любви нахлынула на меня не случайно. Париж настраивает на легкомыслие, но для меня там все важно и серьезно. Дыша этим воздухом, я получала вдохновение, видела сгусток всего прекрасного, что есть в жизни, встречалась с великими музыкантами. Был даже совместный концерт с Мишелем Леграном и Жаном Дрежаком. Мне довелось записываться в студии Леграна с его собственным оркестром! Когда я была девчушкой и смотрела фильм «Шербургские зонтики» с замиранием сердца, то и мечтать не смела, что буду играть на двух роялях с гениальным композитором Мишелем Леграном в его доме. Если быть терпеливой, настойчивой, кропотливой в своем творчестве, то любая мечта осуществится!

- Тамарико, у вас немало нарядов из Парижа. Говорят, что «черный цвет – это отсутствие цвета». Поэтому вы часто выступаете именно в черном магическом цвете?

- Будьте уверены, самое замечательное для певицы – это французские модельеры-мужчины. Только они видят женщину в том преломлении, в котором она должна быть, могут ощутить темперамент ее голоса, который дополнит костюм. Настоящий праздник работать с такими кутюрье, видеть, как рождается идея из хаоса, следить за ходом мысли… Что же касается цвета, мое состояние гениально угадал Сергей Параджанов: «Ты всегда должна быть в черном, только с одной красной точкой!». И подарил снятый с себя грегорианский крест собственноручной работы. У него была ассоциация с полотнами Гойи, какое-то древнее зарево, страсть! Черный цвет выражает силу, духовность, в нем, действительно, есть какая-то загадка…

- Природа одарила вас яркими красками. Секрет красоты вам подарила царица Тамара?

- Первый секрет заключается в том, что я – южанка, а еще в том, что мое имя – Тамара – для Грузии святое. Также секрет в том, что я… много пью! Не спиртного, конечно, – просто воду.

- А вина совсем-совсем не потребляете?

- Почему же? Шампанское! Как символ победы.

- Какие качества очень важны для женщины? Какую тайну несут дамы с грузинской кровью?

- Верность. Это самое ценное свойство не только для женщины, но и для мужчины, потому что оно идет от ума, это жизненная позиция. Женщина должна быть доброй, от этого качества она будет красивой. Ведь красота – явление не физическое, а духовное. В грузинских женщинах есть смесь европейских и азиатских чувств – они мудрые, покорные, сильные, но свободные! Но хорошо, когда в семье лидер – мужчина, а не женщина.

- А готовит у вас мама или вы тоже стряпать умеете?

- Обижаете! Какая грузинская женщина может не уметь готовить?! Я люблю вегетарианскую пищу, придумываю всякие салаты и пытаюсь при этом совместить несовместимые продукты. Получается вкусно!

Автор: Людмила Николаева