Ну, во-первых, сразу оговоримся, что это не совсем роман – это сборник (я бы даже сказал "венок") рассказов, объединенных общими героями – тремя школьными друзьями: Ильей, Михой и Саней. Причем, наши друзья даже не обязательно являются главными героями рассказов, но каким-нибудь боком они обязательно будут вплетены в повествование. Речь пойдет об их учителе, женах, детях, подругах, друзьях друзей и т.д. И все эти люди соберутся однажды в зеленом шатре, приснившемся героине одного из рассказов… Рассказы не упорядочены хронологически, и очень часто мы, оплакав одного из героев, вдруг с радостью встречаем его снова – еще молодого, живого, и еще несломленного системой.

Упоминание системы отнюдь не случайно – оно, пожалуй, даже главное. Ведь все эти рассказы это попытка (и надо сказать – удачная!) создать портрет явления, именуемого диссидентством. Улицкая не рисует лубок, ее герои не святые, далеко не все готовы жить и умереть ради идеалов, некоторым хочется и колбасы, и спокойствия. Но все же мир, нарисованный Улицкой, двухполюсен – с одной стороны те, кто готов бороться против системы, а с другой все остальные – третьего практически не дано. Хотя нет, можно прожить, не замечая власти Советов, не конфликтуя с ней, но и не становясь ее активной частью. И, наверное, абсолютно не случайно появление романа в наши дни, когда демократы все чаще кричат о возвращении времен застоя.

Впрочем, мне, не живущему там сейчас, и принадлежащему к обычной семье (не состояли, не участвовали, не привлекались. Разве что самиздатовские книжки читали), трудно разделить столь неприкрытую ненависть к Системе и благодарно внять предостережениям о грядущем. И даже несмотря на это – я с огромным удовольствием прочел роман. Ведь даже диссиденты были обыкновенными людьми. Они любили, дружили, предавали, ошибались. Короче говоря, жили. А когда жизнь эта так прекрасно описана, то можно, пожалуй, и проигнорировать основной посыл романа. Можно ведь любить стихи Бродского безотносительно к его осуждению. Кстати, последний рассказ заканчивается смертью Поэта, а открывается роман смертью Отца всех народов…

Ближайшие ассоциации – для меня несомненен след Пастернака и его "Доктора Живаго".

Итак, 54-ый. Вождь умер, а перед нашими тремя мушкетерами еще вся жизнь, и слезы, и любовь. А перед вами – прекрасный роман. Приятного прочтения!