Первым в истории композитором, использовавшим цвето- и светомузыку стал Александр Скрябин. Эстетическое откровение Скрябина — симфоническая "Поэма огня" — "Прометей", которая должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Скрябин разработал таблицу "цветослуха", то есть соответствия цветов определенным тональностям. Все это было направлено на расширение ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия.

Трэклист:

1. Introduction. Lento / Struggles. Allegro 2. Delights (Voluptes). Lento 3. Divine Play (Jeu divin). Allegro 4. (The Poem of Fire), op. 60

Исполнители: Stockholm Philharmonic Choir, Stockholm Philharmonic Orchestra

Дирижер: Leif Segerstam (Лейф Сегерстам) Год: 2003 Продолжительность: 01:09:52 Формат: MP3 Битрейт аудио: 320 kbps Размер: 152,7 Mb

А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, "гениальный искатель новых путей", по словам Н. Мясковского, "при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности".

Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, "Поэма экстаза", поэма "Прометей" для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.

С возвращением Скрябина на родину в январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели - создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение - поэма "Прометей" с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). В Петербурге "Прометей" был впервые исполнен 9 марта 1911 г. под управлением С. Кусевицкого с участием в качестве пианиста самого Скрябина. В основу "Прометея" (или "Поэмы огня", как назвал его автор) положен древнегреческий миф о титане Прометее. Тема борьбы и победы человека над силами зла и тьмы, отступающими перед сиянием огня, вдохновила Скрябина. Он полностью обновляет здесь свой гармонический язык, отступая от традиционной тональной системы.

В напряженном симфоническом развитии участвуют много тем. "Прометей - это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль", - так говорил о своей "Поэме огня" Скрябин. Одновременно с обдумыванием и сочинением "Прометея" создаются для фортепиано Шестая-Десятая сонаты, поэма "К пламени" и др. В последние годы жизни композитор работал над "Предварительным действом", он записал текст и сочинил музыку, но не зафиксировал ее. Напряженная во все годы композиторская работа, постоянные концертные выступления и связанные с ними разъезды (нередко с целью материального обеспечения семьи) постепенно подрывали и без того некрепкое здоровье.