Пашчимоттанасана может служить символом Киевской школы Йоги, так как она олицетворяет символы методики корректного подхода к позвоночнику – вытяжение и укрепление ровного позвоночника. Это удивительная асана, в которой скрыт огромный оздоравливающий потенциал, если ее правильно применять.

Пашчима – запад, ут – закрепление, тана - вытяжение. Закрепленное вытяжение западной поверхности тела. Название асаны связано с тем, что традиционно, в местности где зарождалась известная нам Хатха Йога, (Индия, Тибет, Непал и др.) адепт совершал свою практику лицом на Восток. Таким образом, спина оказывалась обращенной на запад. И соответственно вытяжение спины (позвоночника) имеет название «вытяжение западной стороны тела». Позвоночник в этой асане удерживается симметричным и по возможности максимально допустимо ровным. В этой асане мы растягиваем позвоночник, вытягивая его на одну линию и освобождаем нервы. Из всей последовательности асан, которую вы практикуете, в этой асане рекомендую оставаться в два-три раза больше времени, чем в остальных. Это обусловлено тем, что Пашчимоттанасана – одна из лучших асан в арсенале Йоги, которая помогает избавиться от различных нарушений тела – болезней. Ибо суть болезни – застой или блокировка циркуляции энергии, что на физическом уровне часто представлено как ущемление нервов, которые выходят из позвоночного канала.

Другое название подобной асаны, известное из «Шива Самхиты» - уграсана. Угра – мощный, величественный. Именно таким воздействием отличается эта форма тела, и мы сейчас попробуем рассмотреть как технику выполнения, так и сам механизм воздействия асаны на тело (и соответственно эффект воздействия сказывается на сознание, устраяняя вритти). Вытяжение в этой асане касается, прежде всего, позвоночника, поэтому ноги и руки принимают «подчиненное» положение. Так выполняется практически все асаны, так как позвоночник, с находящейся внутри Нервной Системой (НС) является важнейшей составляющей человеческого тела. Ведь даже находясь в утробе матери, человек начинает свое развитие с формирования НС, и уже она, строит все органы, включая позвоночник, конечности и все внутренности вокруг себя. Рассмотрев этот пример, можно понять что все органы и системы на самом деле формируются для обеспечения жизнедеятельности высшего тканевого образования – НС, которая в свою очередь обеспечивает получение и передачу опыта более тонким нашим составляющим, нашей Сущности, Духу. А тело и НС выступают в роли инструментов познания Мира и способом получения опыта. И именно ради получения опыта мы и рождаемся Здесь.

Техника выполнения асаны. Ноги устанавливаем в такое положение, в котором будет наиболее удобнее прижать корпус вниз, без напряжения в пояснице и грудном отделах и вытянуться вперед. Руками отводим ягодичные мышцы назад, обеспечивая максимальный наклон таза вперед. Можно также отталкиваясь руками сзади от пола, немного подвинуть пяточки вперед, это еще наклонит таз немного вперед. Направление спины обуславливается положением основания позвоночника – крестцом и копчиком. Поэтому необходимо максимально наклонить таз вперед. Крестец должен сохранять с поясницей почти одну линию. Визуально пашчимоттанасана будет отличаться у Вата-типа и Капха-типа практиков, так как у первых корпус тонкий, а у вторых более объемный. Но это не суть важно, как именно выглядит форма со стороны. Она не должна быть идеальной абсолютно, но следует стремиться к идеальности формы для данного конкретного тела индивида. Спина не должна наклоняться вперед за счет поясницы, а, прежде всего за счет тазобедренных суставов.

Обычно только у опытных практиков возникает удобство при вытяжении с прямыми ногами. Некоторые начинающие делают ошибку, выпрямляя сначала ноги, а затем пытаются вытянуть согнутую спину. Пашчимоттанасана предусматривает развитие гибкости прежде всего в тазобедренных суставах, а спина не сгибается, а вытягивается, оставаясь почти прямой. Вариант с прямыми ногами допустим только для практиков, у которых полностью раскрыты тазобедренные суставы, и корпус свободно, без усилия рук ложится на ноги. Начинающим же, следует удерживать легкие углы в коленях, и таким образом корпус буде соприкасаться с бедрами, а спина удерживаться ровной (не идеально ровной, конечно, как при вертикальном положении, но максимально допустимо ровной, с учетом наклона вдоль ног). Следует понимать систему иннервации и развития нашего тела: от центра к периферии. То есть, пока не будет вытянут позвоночник и не будут раскрыты межпозвоночные отверстия – мозг не даст команды на раскрытие тазобедренных суставов. А у начинающих, если не раскрыты тазобедренные суставы – будет сохраняться большой угол между бедрами и корпусом. В таком случае вытяжение к прямым ногам будет приводить лишь к сгибанию и деформации спины и позвоночника. А нам нужно ВЫТЯЖЕНИЕ, при чем вначале это вытяжение должно осуществиться с помощью одних лишь мышц спины, а затем, когда корпус прижался к бедрам – можно добавить легкое изометрическое напряжение рук, помогающее вытянуть позвоночник.

Необходимо понимать сложное строение позвоночника, и не прикладывать чрезмерные усилия руками. Уже на этом этапе занятий возникает необходимость использования принципов Раджа Йоги – терпение и отсутствие насилия. Фасеточные суставы (суставы, которыми позвонки соединяются между собой) не должны выходить со своих суставных сумок (при этом происходит легкий щелчок). Наоборот, должно присутствовать вытяжение с помощью самих же мышц спины, которые мы используем в начальной стадии асаны, тогда сохраняется «цельность» структуры позвоночника. Необходимо четко представлять строение позвоночника, ведь если спина еще не вытянулась вдоль ног, то вместо вытяжения и увеличения толщины межпозвоночного диска (этот позитивный эффект может наблюдаться лишь при длительной фиксации с полностью прижатым корпусом к ногам и практически прямой спиной), с согнутой спиной - будет компрессия диска. Эффект увеличения толщины межпозвоночного диска связан со способностью диска адсорбировать жидкость из окружающих клеток (и чем лучше вы прокачали кровь и лимфу предыдущими асанами в области спины, тем лучше, то есть пашчимоттанасана лучше «работает» если перед этим был ряд асан на правильное напряжение мышц спины). При выполнении этой формы тела длительное время, удается увеличить толщину диска, или же просто хотя бы на время растянуть межпозвоночные отверстия. В пашчимоттанасане позвоночник находится в горизонтальном положении, что способствует его вытяжению, так как сила гравитации в данной асане не давит сверху вниз, а наоборот как бы раздавливает диски, помогая им расширяться.

Как известно, через позвоночные отверстия выходят нервы от Центральной Нервной Системы и они иннервируют органы и клетки. Уменьшение же просвета межпозвоночных отверстий приводит к давлению на нервы, что провоцирует искажение нервного сигнала и ощущение «усталости» тела. Ведь в процессе прямохождения или длительного сидения (офисная работа) диски «уплощаются», так как имеют способность терять жидкость, так же как и вбирать ее. Эта адсорбирующая функция ослабевает с возрастом, а также у тех людей, которые не дают отдыха своей спине. А, как известно, лучший отдых – это смена деятельности, то есть - ТРЕНИРОВКА, но она должна быть ПРАВИЛЬНОЙ, с корректным подходом к позвоночнику и пониманием биомеханики и физиологии. Следует понимать также, что регулярные занятия обеспечивают эту способность диска, ибо наш организм «понимает» регулярный подход и адаптируется, изменяя тонкие настройки органов и тканей, с помощью той же Нервной Системы.

Кроме воздействия на позвоночник, эта асана обладает еще несколькими механизмами воздействия. При полном наклоне осуществляется постоянное давление на органы, расположенные внутри корпуса. Это сказывается как на кровоснабжении (активация) так и на дыхание. Дыхание изменяется, так как живот уже не может опускаться при вдохе, он прижат к ногам. Очень важно сохранять ровное глубокое дыхание в фиксации. С помощью диафрагмы осуществляется мягкий массаж внутренних органов. Можно сказать, что это одна из лучших асан Хатха Йоги.

Выполняя асану, носочки ног направляйте вверх, избегайте «развала» носочков ног. При выполнении пашчимоттанасаны удерживайте ноги параллельно друг другу, а в уграсане чуть шире плеч, опуская голову на пол между ногами. Следите также за тем, что бы стопы не заворачивались внутрь, и подошва ноги сохраняла перпендикулярную плоскость голени, так как будто вы стоите на полу. В этой асане копчик стремимся поднять, а остальную часть позвоночника прижать снизу вверх по направлению к ногам.

В начальной фазе этой асаны мы вытягиваемся вверх позвоночником, используя мышцы спины. Подбородок слегка опущен, макушкой тянемся вверх, руки захватывают стопы или голень. Затем, промежуточная фаза, опускаем живот и ребра вниз, прижимая их к бедрам. Опускать корпус вниз следует как бы выстилая его снизу вверх, прижимая вначале низ живота, затем верх, затем вытянувшись, прижимаем грудную клетку, и потом при желании опускаем голову. По ощущениям, можно оставить голову слегка приподнятой, но лицо обращено вниз, а макушка тянется вперед. И в последней фазе вытягиваемся полностью вдоль ног. Руки остаются на голени, стопах, или захватывают большие пальцы ног, или могут соединяться в замок, переплетаясь между собой. Можно также опустить руки по бокам ног, если корпус плотно лежит на ногах.

Находясь в этой асане более 20 минут, могут затекать ноги – этого не следует бояться. Оставайтесь в этой асане комфортное количество времени, но желательно не менее 24-27 циклов дыхания. Во время практики асаны удерживаем внимание на зонах, в которых чувствуете наибольшее воздействие. Выход из асаны совершаем плавно, подымая корпус и затем руки вверх и потягиваемся.