В «Формуле-1» то пусто, то густо. То постоянно побеждает Дженсон Баттон, то за четыре этапа – столько же победителей. То длинный скучный перерыв, то два Гран-при подряд. Из Валенсии, которая и во второй год не убедила болельщиков, Большой цирк направился прямиком на легендарный и всеми любимый «Спа-Франкоршам». Предисловие к двенадцатому этапу чемпионата – в материале Sports.ru.

Бельгийский автодром «Спа-Франкоршам» – практически динозавр среди современных трасс «Формулы-1». Об этом говорят не только размеры гоночного кольца, намного превышающие современные стандарты, но и отсутствие «братьев»: последний из подобных гигантов – «Хоккенхаймринг» – уже давно «лег под нож» Германа Тильке.

«Спа-Франкоршам» вынуждена приспосабливаться под окружающий мир – от 14-километрового монстра, расположенного между деревнями Спа, Ставело и Малмеди, остался 7-километровый трек, о чудо, сохранивший характер своего предшественника – скоростные качества и непредсказуемую погоду.

По большому счету, у автодрома было две конфигурации, хотя мелкие изменения некоторых участков происходят до сих пор. Старая трасса длиной 14 километров принимала гонки Гран-при до 1970 года. Однако возрастающие скорости болидов и отсутствие серьезного обеспечения безопасности (например, в 1966 году Джеки Стюарт врезался в сельский дом, что в наши дни просто немыслимо) вынудило организаторов Гран-при Бельгии запретить проведение гонок на «Спа-Франкоршам» и перенести их на другие автодромы – «Нивель-Болер» и «Зольдер», которые, кстати, не отличались ни особой безопасностью – на «Зольдере» погиб Жиль Вильнев, ни интересом со стороны зрителей – владельцы «Нивель-Болера» даже обанкротились.

В 1979 году трасса в Спа пережила реконструкцию, а в 1983 году вернулась в календарь «Формулы-1». Новый автодром оказался короче в два раза, стал более техничным, но остался скоростным. С тех пор происходили лишь мелкие переделки отдельных участков трассы – менялось место старта, редактировались повороты Eau Rouge («Красная вода»), Bus Stop («Автобусная остановка») и La Source («Источник»). Главное, что «Спа-Франкоршам» вновь стала принимать у себя «Формулу-1», исключая лишь редкие недоразумения, вроде 2003 и 2006 годов, когда местное правительство и антитабачные законы вынуждали Экклстоуна не включать гонку в календарь. В целом, даже несмотря на традиционные придирки к европейским автодромам (Берни всегда мало денег), 78-летний англичанин признался, что ему нравится эта трасса.

Проблем у организаторов хватает. Например, не самая высокая посещаемость (мировой кризис в этом году не очень хорошо помог в продаже корпоративных билетов) и длина трассы (которую нужно обслуживать и мониторить на предмет безопасности) делают автодром не самым прибыльным. Неудивительно, что в этом году организаторы Гран-при, несмотря на подписанный с Берни контракт до 2012 года, намекнули, что хотели бы получить скидку. Впрочем, на Берни где сядешь – там и слезешь. Поэтому не исключено, что в будущем «Спа» ждет путь «стандартизации» автодрома: чтобы не тратить кучу средств на поддержание трассы, организаторы могут отрезать целую петлю поворотов Les Fagnes и Stavelot, соединив напрямик между собой Pouhon и Blanchimont. Зимой в прессе мелькали сообщения о том, что на этом участке трассы уже ведутся строительные работы, однако официальных заявлений о реконструкции так и не поступило. Так что болельщики надеются: авось пронесет!

Текущие проблемы пока не отменяют гонок на семикилометровом кольце, которое включает в себя 19 поворотов. Несмотря на то, что почти все виражи интересные, по традиции остановимся на ключевых участках трассы.

La Source. Первый поворот. Учитывая, что стартовая прямая не очень длинная, а сам поворот довольно резко уходит вправо и немного вниз, неудивительно, что в этом месте возникают частые обгоны или коллизии.

Eau Rouge – Raidillon. Легендарный участок, своеобразная визитная карточка «Спа-Франкоршам». Бывшая стартовая прямая уходит вниз, к подножию холма, после чего начинается резкий подъем с небольшим поворотом сначала влево, затем вправо и снова влево. Вся прелесть в том, что по идее гонщики или не убирают, или почти не убирают ногу с педали газа. Нынешним машинам вполне хватает прижимной силы, чтобы при покорении Eau Rouge не сорваться в неуправляемый полет. Но в дождь здесь рисковать не стоит. На Гран-при Бельгии 2005 года Джанкарло Физикелла наглядно продемонстрировал, что может случиться, если стараться чересчур активно.

Дальше идет длиннющая прямая Kemmel, заканчивающаяся связкой поворотов Les Combes и Malmedy и торможением с 320 до 140 км/час. Именно на Kemmel Мика Хаккинен в 2000 году совершил один из красивейших обгонов в истории «Формулы-1», опередив самого успешного гонщика «Спа-Франкоршам» Михаэля Шумахера.

Начиная с Les Combes, идет целая связка относительно медленных поворотов. Но это «относительно» касается лишь того, что ждет пилотов дальше, а не других трасс. После поворота Stavelot (на официальном сайте чемпионата мира это поворот Paul Frere) болиды выходят на оперативный простор. Два следующих виража, в числе которых красавец Blanchimont, проходятся газ в пол.

Bus Stop (Chicane). Последний вираж, ныне закрученный до безобразия. Раньше имел другую конфигурацию, и болиды очень часто просто влетали в него и практически тут же выскакивали на финишную прямую. В результате ряда переделок этого участка организаторы добились своей цели – ныне «Автобусная остановка» серьезно гасит скорость болидов перед выходом на финиш.

Несмотря на свою скоростную конфигурацию, «Спа-Франкоршам» требует от болидов неплохого уровня прижимной силы. Обычно антикрылья регулируются в положение «чуть выше среднего», что объясняется и затяжными поворотам, и перепадами высот.

Главным элементом непредсказуемости на Гран-при Бельгии является погода. Трасса расположена с наветренной стороны Арденн, поэтому влажные воздушные массы с Атлантического океана часто приносят дождливую и прохладную погоду. На эти выходные, правда, синоптики не прогнозируют дождей во время гонки, но в пятницу и субботу все возможно.

В текущем сезоне погодный фактор обрел какое-то мистическое значение. «Брауны» наотрез отказываются «ехать», когда воздух прогревается только до 20-25 градусов, в то время как более небрежно обращающийся с покрышками «Ред Булл» лучше выступает именно в прохладную погоду. В воскресенье синоптики обещают около 20 градусов по Цельсию, но лидер чемпионата мира Дженсон Баттон уверен, что болезненные неудачи вроде тех, что случились на «Сильверстоуне» или «Нюрбургринге», не повторятся. Впрочем, даже если пилоты «Ред Булл» будут не так хороши, Баттону не следует забывать о «Феррари» и «Макларене». Конечно, прижимной силы этим болидам по-прежнему не хватает для того, чтобы на скоростных трассах бороться с двумя лучшими командами чемпионата, но KERS и сами лидеры Скудерии и «серебряных стрел» Райкконен и Хэмилтон вполне могут дать бой – они неплохо чувствуют эту трассу. Их напарников в лице Хейкки Ковалайнена и уж тем более Луку Бадоера всерьез в качестве претендентов на победу никто не рассматривает. Кстати, по пути на трассу Лука умудрился забыть пропуск. К счастью или нет, но гонщика пропустили…

Остальным командам традиционно придется бороться за места рангом пониже, но это не значит, что «Рено» или «Тойоту» следует списывать со счетов. Скорее, шансы на приятные сюрпризы со стороны этих конюшен значительно ниже, чем у вышеперечисленной четверки.

Как всегда, особый интерес вызывают «Форс-Индия», по-прежнему штурмующая первые очки в своей истории, и новички чемпионата мира из «Торо Россо» и «Рено». Но все это третьестепенное. Важно, чтобы гонка получилась интересной в целом. Валенсия, несмотря на относительную живость, кажется, не совсем утолила болельщицкий голод.