Экспертов ставит в тупик необъяснимое поведение экипажа
Эксперты технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы “Як-42Д”, в которой погибли хоккеисты ярославского “Локомотива”, во вторник планировали продолжить летный эксперимент. Он должен поставить точку в череде версий гибели лайнера. Напомним, что, по версии МАКа, к трагедии привела ошибка экипажа, а именно — дополнительная сила торможения, которая могла возникнуть из-за того, что один из пилотов держал в момент разгона ногу на тормозной педали. Впрочем, ответа, почему пилот так себя повел, похоже, никто уже не даст.
Первый этап экспериментального полета прошел успешно. Летчики заранее выучили параметры полета, которые им необходимо было обеспечить, — режимы работы двигателей, положение закрылков, руля высоты машины. Было установлено, что «Як-42», участвовавший в эксперименте, по своим техническим характеристикам полностью соответствовал разбившемуся 7 сентября самолету. А также, по данным «МК», первый этап эксперимента показал, что нормальному взлету помешало дополнительное торможение, которое началось со второй половины полосы.
— Сначала разбег шел нормально, в штатном режиме. Проблемы начались со второй половины взлета. Непонятно, почему самолет начал тормозить. Видимо, была нажата педаль основного тормоза. Почему это было сделано? На этот вопрос эксперимент не в силах ответить, — рассказал источник «МК», близкий к расследованию.
На это есть две причины. По мнению эксперта, пилот, возможно, принял осознанное решение тормозить и тем самым прекратить взлет. Или на педаль он нажал случайно — напомним, что, по данным бортового самописца, командир экипажа почувствовал себя плохо и передал управление самолетом второму пилоту.
По словам заслуженного летчика-испытателя саратовского завода Владимира Абакумова, на счету которого в том числе и испытания самолета типа «Як-42», причину торможения самолета объяснить невозможно. В том числе и потому, что МАК так официально и не распространил расшифровку переговоров пилотов: «Мы ничего не можем утверждать, так как у нас нет полной информации. Непонятно, кто в итоге управлял самолетом — второй пилот или командир, какая была психологическая атмосфера в кабине и т.д. А вообще, все очень просто: командир — ответственный за полет, он обязан дать команду о взлете и убрать ноги с педалей тормоза. Все. Во время взлета все время давить на тормоза — какой-то нонсенс».
Так как логического объяснения принятия решения о торможении нет, то, по данным источника «МК», остается версия неотключенного стояночного тормоза. Ранее авиационные эксперты поясняли, что стояночный тормоз применяется только когда самолет стоит на долговременной стоянке. Однако летчики в нарушение Руководства летной эксплуатации зачастую используют стояночный тормоз, потому что это удобно.
— Его используют в разных ситуациях. Условно говоря, самолет выехал на ВПП и ждет разрешения на взлет. Пилот в принципе не должен пользоваться стояночным тормозом в этой ситуации, но может это сделать. Вполне возможно, что в случае с ярославским «Яком» об отключении стояночного тормоза просто забыли в момент передачи управления самолетом от одного пилота другому. И когда один понял, что самолет не набирает нужную скорость, принял решение прервать полет и нажал педаль основного тормоза, — пояснил источник «МК».
Однако доказать это можно будет только экспериментальным путем, так как данные о тормозной системе, как уже писал «МК», не записываются в «черном ящике» такого самолета.
Хоккей
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат