25 апреля пилот «Феррари» Фелипе Масса празднует 30-летие. Однако сегодня есть повод отметить еще одного гонщика Скудерии. Sports.ru вспоминает карьеру Микеле Альборето – последнего итальянца, побеждавшего за рулем алого болида.
Десять лет назад из Германии пришла трагическая новость: на тестах спортпрототипа «Ауди» погиб Микеле Альборето. Так оборвалась очень неоднозначная карьера пилота, который прошел путь от кумира болельщиков до аутсайдера.
Начало гоночного пути итальянца было необычным: здесь не нашлось места картинговым триумфам и стремительному прогрессу в младших «формулах». Очень долго уроженец Милана не выходил за пределы соревнований родной Италии. Справедливости ради стоит заметить, что его карьера началась достаточно поздно: лишь в 20 лет он принял участие на автомобиле кустарного производства в серии, если говорить прямо, тоже кустарной – «Формуле Монца». Кто-то может предположить, что у человека, который через несколько лет стал добывать кубки первой «Формулы», не было проблем гонках подобного рода. Но это предположение будет неправильным: лишь, когда Альборето сменил автомобиль, построенный своими друзьями, на «Марч», только тогда он добился определенного, хотя и не сногсшибательного прогресса. Тем не менее, небольшие успехи позволили Микеле заявляться в более сильные чемпионаты, включая европейский турнир «Формулы-3». Там пилот и был замечен соотечественником Джанкарло Минарди, который часто находил талантливых пилотов в низших лигах. Сам Минарди вместе со своей командой еще не участвовал в Гран-при «Ф-1», ограничиваясь «Формулой-2», куда он и пригласил Альборето. Попутно, как и многие гонщики тех времен, Микеле участвовал в гонках спорткаров, увлечение, о котором он вскоре забудет на 10 лет.
К 1981 году у Альборето уже был неплохой послужной список, особенно если учесть, что четырьмя годами ранее он всего лишь гонялся в гонках клубного уровня. При постепенном прогрессе миланец рано или поздно достиг бы «Формулы-1», однако дебютировать в высшей категории ему удалось уже по ходу сезона-1981. Кен Тиррелл, также славившийся умением находить одаренных юниоров, большую часть карьеры руководителя разрывался между желанием посадить за руль талантливого парня и необходимостью найти гонщика с хорошим спонсорским пакетом. В ту весну победило первое: Рикардо Зунино, гонщик-любитель, попавший в «Формулу-1» во многом случайно, был уволен после домашнего Гран-при Аргентины (был бы уволен и раньше, но Тиррелл хотел немного заработать на аргентинских спонсорах) и на освободившееся место пригласили Альборето. Дебют состоялся на родине в Имоле, которая тогда впервые принимала Гран-при Сан-Марино.
Микеле не стал мгновенно набирать очки, но мудрый руководитель конюшни понимал, что пилоту необходимо набраться опыта, да и машина была далеко не самой удачной. Расчет Тиррелла оправдался: в следующем году Альборето исправно приносил зачетные баллы. В том сумасшедшем чемпионате, омраченном авариями Депайе и Вильнева, победы одержали 11 пилотов, и никто не смог победить больше двух раз. Свой шанс не упустил и Альборето, одержав дебютную победу в последнем Гран-при сезона в Лас-Вегасе.
Следующий год сложился непросто: соперники ушли далеко вперед, тогда как «Тиррелл», боровшийся с безденежьем, по традиции остался позади. Но, даже несмотря на не самый лучший автомобиль, Альборето смог одержать еще одну победу – снова в США, снова на городской трассе. Всем было очевидно, что пилот выше уровнем, чем машина – победа на очень непростой трассе в Детройте это доказала, и настала пора двигаться дальше. В этот момент Микеле очень повезло – им заинтересовалась «Феррари». Тогда, по крайней мере, это действительно выглядело большой удачей: быстро прогрессирующий пилот, итальянец, что немаловажно, приходит в легендарную команду.
Часто так бывало, что, пойдя на повышение из маленькой частной команды в заводской коллектив, гонщик не справлялся с психологическим давлением. Что уж говорить, когда ты первый за долгие годы итальянский пилот в «Феррари». Поджидали Альборето и «бонусы»: его напарником становился Рене Арну – талантливый гонщик с крайне непростым характером. Француз, ранее выступавший за «Рено», в свое время инициировал конфликты с напарником Аленом Простом, а затем, уже в рядах «Феррари» выжил из конюшни другого соотечественника – Патрика Тамбэ. Именно на смену Патрику и пришел Альборето. Однако получив нового напарника, Арну быстро обнаружил, что Микеле – это не спокойный и тихий Тамбэ. Умением плести интриги и портить нервы не хуже опытной тещи Альборето конкуренту не уступал. Надо сказать, что национальность до определенной степени помогала миланцу пользоваться поддержкой всесильного Комендаторе – Энцо Феррари.
К счастью, главный вопрос противостояния решился на трассах, а не в паддоке. Альборето опередил Арну в таблице чемпионата и одержал единственную победу «Феррари» в сезоне. В следующем году подковерная борьба завершилась: после первой гонки чемпионата Арну был уволен. По официальной версии руководству не понравилось то, что француз набрал лишний вес и, якобы, растерял спортивную форму (при том, что в той единственной гонке в Бразилии француз финишировал четвертым). Сам Рене до сих пор затрудняется назвать причины увольнения, не желая говорить плохое о бывшем напарнике (надо сказать, что после завершения карьеры Арну утратил свою ершистость, став открытым и беззаботным дядькой, наслаждающимся жизнью). Как бы там ни было, новым гонщиком Скудерии стал Стефан Йоханссон, также пришедший из «Тиррелла». При неконфликтном и не столь быстром шведе Альборето завоевал звание непререкаемого первого пилота команды… и повел борьбу за титул.
Если еще год назад никто не мог поспорить с парой «Макларенов» под управлением Алена Проста и Ники Лауды, то теперь Лауда, постепенно уходящий в тень, был далек от вершин протокола. Другие команды боролись со своими проблемами, и все это позволило «Феррари» включиться в борьбу за чемпионское звание. Одержав победы в Канаде и Германии, Альборето вплотную приблизился к Просту. Кто мог тогда, летом 1985 года, сказать, что немецкий триумф станет последним в карьере итальянца? Однако с тех пор Микеле только спускался с вершины. Если Прост, проигравший предыдущие два чемпионата как раз в концовке, на сей раз делал все возможное и невозможное, то дела у Альборето не шли. В первую очередь, проблема была в машине: «Феррари» не смогла улучшить болид во второй половине чемпионата и теперь уступала не только «Макларену», но также «Уильямсу» и «Лотусу». Альборето, все же, второе место в чемпионате не потерял, но его отставание от Проста в итоге составило 20 очков.
То, что провал осенью 1985-го не был случайностью, показал следующий сезон, когда в «Феррари» о победах и вовсе перестали мечтать. Для самого Альборето дополнительные неприятности состояли в том, что он стал уступать Йоханссону, но по-настоящему трудные времена для миланца начались после ухода шведа из команды: на смену Стефану пришел молодой и быстрый Герхард Бергер. Подобно Альборето австриец пришел из маленькой команды – «Бенеттона» (любопытно, что в последний год Альборето в «Тиррелле» на его машине была как раз реклама итальянского производителя одежды). И, что самое главное, был таким же магистром интриг и конфликтов. Пилоты не остались в восторге друг от друга, а то, что Бергер был еще и быстрее, только добавляло масла в огонь. Стали говорить, что пик славы Альборето прошел, что он уже не может выдерживать конкуренцию с молодыми гонщиками, не говоря уж о грандах вроде Проста, Пике или Мэнселла.
Летом 1988 года стало очевидно, что Микеле расстанется со Скудерией. Благо, было очень заманчивое предложение от «Уильямса». Но итальянец не торопился его принимать, надеясь все же остаться в «Феррари». Однако осенью умер Энцо Феррари и в команде больше никто не захотел продлевать отношения с Альборето. Предложение от «Уильямса» тоже больше не действовало – англичане устали ждать и подписали Тьерри Бутсена.
В итоге недавний вице-чемпион оказался без хороших вариантов продолжения карьеры. После долгих размышлений он вернулся в «Тиррелл», приведя с собой спонсорские деньги «Мальборо». Но было бы ошибкой думать, что старые друзья с радостью объединились и продолжили борьбу на своем маленьком плоту против стальных крейсеров соперников. Годы в «Феррари» не улучшили характер Альборето, который, к тому же, ревниво относился к скорости напарников. Когда во время Гран-при Монако новая версия машины досталась не ему, а партнеру Джонатану Палмеру, Альборето в знак протеста пропустил четверговую практику. У Кена Тиррелла проблем хватало и без гражданских войн, и он решил конфликт кардинально. «Дядюшке Кену» удалось заручиться поддержкой табачников из «Кэмела» и, виновато разведя руки, он сообщил гонщику, что готов его оставить в команде, если тот откажется от контракта с «Мальборо». Альборето ожидаемо не отказался и ожидаемо оказался уволен. В «Тиррелле» не особо переживали, так как на место итальянца пришел крайне быстрый и жутко талантливый пилот, который, как все считали, через несколько лет станет чемпионом – Жан Алези…
Пропустив два Гран-при, Альборето вернулся за руль в составе слабой команды «Лярусс». Ирония судьбы в том, что спонсором «Лярусса» был также «Кэмел». Финишировать за рулем такой машины уже было достижением, и после окончания сезона итальянец поспешил сменить обстановку.
Следующие три сезона он пилотировал «Эрроуз», в те годы называвшийся по имени спонсора «Футворком». Первые два сезона вообще оказались нулевыми с точки зрения очков. И, хотя о совершенстве машины говорить не приходилось, стоит признать, что Альборето не выглядел сильнее своих напарников. Лишь в 1992 году, когда на «Футворке» установили двигатель «Мюген-Хонда» он вновь смог финишировать в очках.
Но сдаваться Микеле не собирался, и вновь сменил команду, перейдя в «Скудерию Италия». То, что это ошибка, было очевидно тогда, наверное, и самому Альборето. Подобный шаг объясняется скорее отсутствием более заманчивых предложений. Команда под таким громким именем запомнилась откровенно слабыми результатами и тем, что в начале 90-х искала технического партнера в СССР. Что определенным образом говорит о способе ведения дел конюшни. Чуда не произошло: Альборето несколько раз не прошел квалификацию, а, когда это все же удавалось, чаще сходил, чем добирался до финиша. На последние два Гран-при «Скудерия Италия» и вовсе не поехала, завершив свое независимое существование в «Формуле-1». Из-за безысходности было принято решение объединиться с другим итальянским аутсайдером – «Минарди». Альборето достался новой конюшне, в составе которой он выступал за 14 лет до этого в «Ф-2», «по наследству».
Машина на сей раз была чуть лучше, но о коренных переменах не говорили уже даже самые преданные фанаты итальянца. И снова в глаза бросалось то, что напарник (на сей раз Пьерлуиджи Мартини) был быстрее Микеле. Альборето давно выпал из обоймы быстрых пилотов, и пенять на машину было бы очень неправильно.
В 38 лет он решил завершить карьеру в «Формуле-1», но не в гонках. Уже в следующем году он выводил «Альфа Ромео» на трассы серии «ДТМ». Надо сказать, что в 90-е кузовные серии и «Формула-1» были обособленными мирами – списанные в тираж пилоты не шли в «ДТМ», предпочитая «Индикар» или спокойную пенсию. Альборето же, помимо «ДТМ», выступал и в других кузовных сериях спорткаров. В 1996 году он отметился в только что созданной серии «Гоночной Лиге Инди» (IRL), которая сейчас является главной в США среди чемпионатов с открытыми колесами, а тогда только что образованная в пику «КАРТ». В том же 96-м крайне насыщенную гоночную программу дополнило участие в «24-х часах Ле-Мана», где за рулем «Порше» компанию ему составил недавний напарник Мартини. Экипаж (в который также входил Дидье Тейс) был близок к победе, но сошел незадолго до финиша. Год спустя Альборето повторил попытку. Снова «Порше», и снова знакомый напарник – Стефан Йоханссон. Трио дополнил Том Кристенсен, в будущем легенда суточной гонки. На этот раз все получилось, и Альборето добился победы.
После того успеха миланец сосредоточился на гонках спортпрототипов, одержав еще несколько красивых побед. Он стал членом команды «Ауди» в пору наивысших достижений коллектива из Ингольштадта в Ле-Мане, но больше побеждать в суточной гонке ему не довелось.
В апреле 2001 года Альборето проводил рядовые тесты на новой немецкой трассе «Лаузитцринг», готовясь к очередному марафону в Ле-Мане, где он надеялся отнять победу у Кристенсена, с которым в «Ауди» они пилотировали разные машины. На большой скорости взорвалась покрышка, и машина ударилась в стену. Пилот погиб мгновенно. Нельзя не сказать об отвратительном поведении руководства «Ауди», которое поспешило заявить, что их машина не виновна в гибели пилота, и упирало на то, что до этой аварии серьезных происшествий ни в гонках, ни на тестах не было. В припадке самооправдания «Ауди» долгое время «забывала» назвать причину гибели и принести соболезнование семье пилота.
Альборето не был лучшим. По большому счету, он был пилотом-середняком, которому повезло поучаствовать в борьбе за титул. И вторая половина карьеры доказывает, что причиной неудач была не только слабая техника.
Микеле даже не был «просто хорошим парнем», про которых принято говорить, что «в сердцах фанатов он останется номером один, хотя и не завоевал множества побед». Характер у него был непростой и временами склочный. Но при этом нельзя не отметить, что Альборето был сильно предан гонкам. Что гонялся даже в ситуациях, когда многие советовали повесить шлем на гвоздь. Что он верил в свои силы, и без финансовой поддержки в начале карьеры сумел пройти путь от любительских гонок до выступлений в Монако и Ле-Мане. Не все получилось, но в, конечном итоге, Альборето провел в гонках четверть века, побеждал за рулем «Феррари», что для многих итальянцев является детской мечтой, а также попробовал себя в разных гоночных сериях. И вряд ли он сам назвал бы свою карьеру неудачной.
Формула-1
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Последний итальянец
Оригинал
Sports.ru